Евгений Буйдинов: «В сегменте ССВД продолжается медленный рост»
Прошло уже больше года с того момента, как был введен в эксплуатацию восточный сегмент Спутниковой системы высокоскоростного доступа (ССВД), и совсем недавно состоялся запуск западного сегмента. Мы решили узнать, как говорится, из первых рук, как сейчас обстоят дела в секторе услуг спутникового ШПД в России и взяли блиц-интервью у заместителя генерального директора по инновационному развитию ФГУП «Космическая связь» (ГП КС) Евгения Владимировича Буйдинова.
– Евгений Владимирович, расскажите, с какими операторами вы сейчас сотрудничаете на Востоке? Какая отдача уже есть от этого проекта?
– Запуск восточного сегмента ССВД в коммерческую эксплуатацию состоялся в период спада российской экономики. Значительное ослабление национальной валюты, снижение покупательской способности, а также смещение приоритетов потребления в сторону товаров и услуг первой необходимости – все эти факторы не могли не сказаться на объеме продаж. Несмотря на то что мы зафиксировали стоимость услуг на докризисном уровне, старт продаж оказался очень вялым. Использовать отработанную ранее на европейской части страны модель реализации услуг (KА-SАТ) стало невозможно.
В сложившихся обстоятельствах нужно было искать новые пути для развития проекта – сделать услугу более доступной при возросшей стоимости оборудования. Необходимо было перестроиться для работы в двух дополнительных сегментах: коллективный доступ в Интернет через одну абонентскую станцию и предоставление услуг для мелкого бизнеса (SOHO). Изначально система проектировалась исключительно для индивидуального применения, поэтому ввод новых потребительских сегментов требовал серьезного обновления ПО системы и конфигурации оборудования центральной коммутационной станции сети. Эта работа продолжалась практически до настоящего времени, сейчас мы приступили к тестированию новой версии ПО.
На данный момент к сети в восточном сегменте подключено около 1,5 тыс. абонентских станций, большая часть из которых работает в многопользовательском режиме с доступом по технологии Wi-Fi. Сейчас потребляемый трафик от 1,5 тыс. терминалов на космическом аппарате «Экспресс-АМ5» превышает трафик более пяти тысяч абонентов в европейской сети KA-SAT. Нашими партнерами по-прежнему остаются компании ЗАО «КА-интернет» и АО «КБ «Искра» – последняя реализует услугу под брендом «Стриж». Несколько месяцев назад к оказанию услуг приступила компания ООО «Исател».
В июне этого года был запущен в работу западный сегмент ССВД через КА «Экспресс-АМ6». Таким образом, возможность пользоваться услугами спутникового ШПД появилась у 90% россиян.
В целом рынок спутниковой связи находится в глубокой стагнации, и только в сегменте ССВД продолжается медленный рост.
– Известно, что ГП КС занимается вопросами организации спутниковых каналов связи для судов. Расскажите, как продвигается работа в этом направлении, а также какие решения на государственном уровне были приняты в этом году относительно развития сети связи метеорологических станций?
– ГП КС продолжает предоставлять услуги спутниковой связи в Арктической зоне России, сохраняя при этом высокое качество, максимальную гибкость и неизменные цены. И хотя в 2016 г. отмечается сокращение запланированных программ по деятельности в Арктической зоне, этой весной несколько новых судов ледового класса все же были подключены к спутниковой сети ГП КС.
Также ГП КС продолжает тесное сотрудничество с Росгидрометом. Очередным шагом в развитии новых технологий стал конкурс на научно-исследовательскую работу по теме «Анализ возможностей и определение способов передачи геофизических данных и метеонаблюдение по спутниковым каналам связи». По итогам конкурса был подписан контракт с ЛО ЦНИИИС. Предполагается, что это позволит расширить сотрудничество с Росгидрометом в вопросах автоматизации многих процессов, связанных с передачей метеоданных.
Наиболее плодотворное развитие взаимоотношений наблюдается на Дальнем Востоке с ООО «Антарктида». ГП КС предоставляет инфраструктурную услугу по доступу к спутниковой связи, а специалисты ООО «Антарктида» производят доставку, монтажные работы и техническую поддержку оборудования связи на судах. На данный момент в сети работают около 60 судов.