В России заблокировали свыше 600 млн звонков, идущих с подменных номеров

В 2024 году Роскомнадзор заблокировал 606 млн звонков, совершенных с подменных телефонных номеров. За указанный период было проверено порядка 158 млрд вызовов.

Система Роскомнадзора (РКН) «Антифрод» в 2024 году проверила около 158 млрд телефонных вызовов, предотвратив 606 млн звонков, идущих с подменных номеров, сообщил представитель РКН «Ведомостям». Итоговое значение оказалось ниже, чем в 2023 году. Тогда «Антифрод» заблокировал 756,7 млн звонков с подменных номеров, проверив 102,4 млрд вызовов.

В настоящий момент к «Антифроду» подключены 1162 телеком-оператора, они контролируют 99,6% номерной емкости, отметили в РКН. По итогам 2024 года, к системе подключилось 600 операторов сотовой связи.

Высокие значения блокировок нежелательных звонков также показали антифрод-системы ведущих операторов связи. В 2024 году МТС заблокировал 3,2 млрд нежелательных звонков – на 48% больше значения 2023 года. Антифрод-система «Билайна» проверила почти 366 млн звонков, из которых более 27,2 млн было заблокировано. Платформа Т2 в прошлом году заблокировала более 75 млн мошеннических вызовов.

Долгое время технология подменных номеров позволяла злоумышленникам представляться сотрудниками официальных организаций, отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «За счет подменных номеров злоумышленник мог, например, звонить якобы с официального номера российского банка, местного МФЦ или правоохранительных структур. Такой подход позволял завоевать доверие жертвы – пользователь легко соглашался со всем, что говорит злоумышленник, будучи уверенным в том, что с ним связывается представитель официальной организации», – рассказал депутат.

На деле мошенники пользовались услугами SIP-телефонии, пояснил Немкин. «Один из протоколов телефонии позволяет менять характеристики идентификатора Caller ID. По сути, пользователь может ввести совершенно любые цифры, которые в конечном счете будут отображаться у получателя звонка, включая номера официальных структур. Теперь возможности использования технологии сократились. Это видно и по статистике за прошедший год: число блокировок постепенно снижается, поскольку мошенники ищут новые способы коммуникации с гражданами», – пояснил депутат.

Снижение доли звонков, идущих с подменных номеров, подтверждают и в «Мегафоне». В компании отмечают, что в январе 2024 года, например, было заблокировано 36 млн подменных звонков, а в декабре этот показатель снизился до 6 млн.

Один из новых инструментов коммуникации злоумышленников с гражданами – мессенджеры. «Мошенники активно мигрируют в мессенджеры. По разным оценкам, доля звонков в мессенджерах в среднем может достигать и 40%, хотя в 2022-2023 гг. показатель вряд ли превышал 1–2%. Поэтому проблема мошеннических атак в мессенджерах сегодня крайне актуальна. Сейчас активно обсуждается вопрос ограничения вызовов на этих площадках. При этом российский бизнес уже запустил сервисы по блокировке нежелательных вызовов в мессенджерах – эти инструменты должны получить большее распространение», – подчеркнул депутат.

Ранее в Минцифры России говорили о запуске единой платформы по борьбе с кибермошенничеством в рамках нового нацпроекта «Экономика данных». Платформа объединит несколько действующих сервисов, включая «Антифрод» и платформу по блокировке контента злоумышленников в сети «Антифишинг». Ожидается, что к ней будут подключены все основные участники взаимодействия, что позволит повысить оперативность блокировок вредоносного контента.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку