В настоящее время завершается разработка концепции Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на ВЭО, на период 2017–2025 годы». Период реализации программы уже фактически начался, хотя календарный срок утверждения этого документа уходит в 2018-й год, что не может не сказаться на вопросах своевременного финансирования – как бюджетного, так и внебюджетного. А за этим, как всегда, может последовать перенос сроков окончания выполнения предусмотренных ФЦП работ.
На какой же реальный результат по обновлению и расширению гражданской группировки спутников связи и вещания можно надеяться к 2025 г.?
Основные направления космической деятельности в этой области уже были обозначены в утвержденной Правительством России 23 марта 2016 г. Федеральной космической программе на 2016–2025 годы. Эти работы группируются там как связь, вещание и ретрансляция. Программа предусматривает увеличение числа действующих спутников с 32 штук до 41. Будут поддержаны и развиты прежде всего группировки спутников типа «Экспресс-АМУ», «Экспресс-АТ», «Ямал» и «Гонец-М».
Новым семейством спутников на высокоэллиптической орбите должны стать космические аппараты (КА) типа «Экспресс-РВ». Кроме того, на III квартал 2019 г. намечен парный запуск двух геостационарных спутников – «Экспресс-80» и «Экспресс-103».
Поскольку все договорные дела между ФГУП «Космическая связь» (далее – ГП КС) и АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» (далее – ИСС) по этим двум спутникам уже решены, порядок финансирования запуска КА на орбиту определен, то вопрос об их включении или не включении в ФЦП «Развитие орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на ВЭО, на период 2017–2025 годы» не так важен.
Спутники на высоком эллипсе
Наиболее интригующей представляется ситуация с созданием высокоэллиптической группировки спутников «Экспресс-РВ». Планы по запуску таких аппаратов в интересах арктических регионов страны рассматриваются уже более десяти лет. Их разработка была предусмотрена «Федеральной космической программой России на 2006–2015 годы», но в этой части программа не была выполнена. Объяснение простое: расчетная рентабельность группировки ниже нуля.
Однако в данном случае подход должен быть другим. Из всех современных видов связи для северных регионов и Арктики серьезно можно рассматривать только спутниковую связь и волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). ВОЛС надо прокладывать там, где это необходимо и возможно, несмотря на трудности и стоимость. Хороший пример: строительство линии «Сахалин – Магадан – Камчатка». Без спутниковой высокоорбитальной системы беспредметные разговоры о необходимости полноценной связи в Арктике будут продолжаться и дальше.
Работы по развитию местной средневолновой, коротковолновой и УКВ связи «едва теплятся». Эти виды связи тоже нужны, но они не играют определяющей роли. Ориентация на радиорелейные и тропосферные линии также не оправдывается.
Одним из новых предложений по организации связи в Арктике является использование группировки беспилотных летательных аппаратов (БЛА) с ретрансляторами на борту. Но пока это предложение не имеет реальной проработки и, на первый взгляд, представляется некоей «времянкой».
Несмотря на ограниченные телекоммуникационные возможности, действующие в северных районах операторы работают с энтузиазмом. Вызывают уважение работы по предоставлению услуг спутниковой связи пользователям в районах Арктики и Крайнего Севера, включая Северный морской путь, со стороны предприятия ФГУП «Космическая связь» за счет группировки геостационарных спутников. Работать им приходится на пределе возможностей, отпущенных природой, а это и не просто, и не дешево.
Арктика нам дорога и сейчас, но станет еще дороже в ближайшей перспективе. Арктика – кладовая запасов углеводородов, к которым мы скоро обратимся.
Огромное значение имеет Арктика как передовая линия обороны страны с севера, качественная связь необходима воинским частям Министерства обороны не меньше, чем гражданскому населению.
Поэтому нам ни в коем случае нельзя допустить очередного срыва запуска высокоэллиптической группировки спутников в пределах новой Федеральной целевой программы. Да, первые годы бюджету придется дотировать эксплуатацию системы, но она того стоит.
И как здесь не вспомнить об одной заманчивой инициативе со стороны в то время «Газкома», а ныне «Газпром – космические системы». Это создание системы подвижной связи и цифрового спутникового радиовещания «Полярная Звезда» с космическими аппаратами на высокоэллиптической орбите. Четыре космических аппарата должны были быть выведены на орбиту в 2014 г. Причины срыва реализации проекта, очевидно, те же. Сейчас окончание работ предположительно перенесено на 2030 г.
Многократно на разных уровнях власти рассматривалось предложение о создании новой высокоэллиптической системы для северных регионов в рамках государственно-частного партнерства, поскольку и «Экспресс-РВ», и «Полярная Звезда» решают во многом схожие задачи. Сейчас еще не поздно вернуться к этой идее.
Высказывается еще одно опасение, что для всех запусков по программе и международным обязательствам ракеты-носителя (РН) «Протон-М» недостаточно, поэтому рассматривается вариант запуска КА «Экспресс-РВ» с помощью РН «Союз» с разгонного блока (РБ) «Фрегат». Ракеты семейства «Союз» имеют достаточно много модификаций, постоянно совершенствуются и наилучшим образом позиционируют себя и на национальном, и на международном уровнях, так что запуск КА «Экспресс-РВ» – вполне приемлемый вариант.
Система «Гонец-М
Несколько слов о системе «Гонец-М». Начиная с 1992 г. в программу «Гонец» неоднократно пытались внести определенные функциональные изменения – вплоть до организации персональной телефонной связи. Однако основная существующая функция – организация передачи информации по принципу «электронная почта» – сохранится до 2025 г. В лучшем случае произойдет некоторое сокращение времени ожидания для передачи сообщения и времени доставки сообщения, а в ряде регионов России появится возможность двусторонней связи в ограниченное время. Запуск модернизированного спутника с повышенной пропускной способностью «Гонец-М1» отложен до 2023 г. То есть подвижек в лучшую сторону от этой системы ожидать не приходится.
Проблема импортозамещения в спутниковой отрасли
Принятие «Федеральной космической программы на 2016–2025 годы» и предстоящее принятие Федеральной целевой программы «Развитие орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на ВЭО, на период 2017–2025 годы» проходили и будут проходить в условиях экономических трудностей в стране и усиливающихся санкций со стороны США и Евросоюза. Эти обстоятельства, безусловно, отражаются на возможностях тех или иных целевых программ, особенно связанных с высокотехнологичным производством, каковым является космическая отрасль.
Снова, уже в третий раз за последние 20 лет, обострились вопросы импортозамещения и импортонезависимости. Определенные трудности возникли в космической отрасли с поставками комплектующих категории «space» и «military» при изготовлении спутников связи, ГЛОНАСС, дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).
По оценке генерального директора АО «ИСС» Н.А. Тостоедова, замена части западных комплектующих российскими приводит к приращению габаритов и массы аппаратов на 40%, хотя при этом сохраняются функциональные возможности и заданные параметры.
Следует отметить, что государственная корпорация «Роскосмос» и ее предприятия активно реализуют политику импортонезависимости. Так, например, холдингом «Российские космические системы» (РКС) в 2015 г. была проведена унификация перечня микроэлектронных компонентов. В результате этот перечень сократился с 1500 типов до 150, что позволило сформировать новые заказы для отечественной радиоэлектронной промышленности, но уже ограниченной номенклатуры.
Начиная с марта 2015 г. действуют приказы Минпромторга России, поддерживающие отраслевые планы мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности. 4 августа 2015 г. постановлением Правительства России образована Правительственная комиссия по импортозамещению. Положительных результатов от этих действий следует ожидать уже в самое ближайшее время.
Санкции лишний раз подчеркнули существующие проблемы создания полезных нагрузок для российских телекоммуникационных спутников.
Начиная с «Экспрессов-АМ» вся полезная нагрузка изготавливается за рубежом – в основном во французской Тулузе. Спутник «Экспресс-АМ1» был создан в НПО ПМ в кооперации с NEC/Toshiba Space Systems.
Следует отметить, что при разработке КА «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» между АО «ИСС» и ФГУП НИИР был подписан договор на проведение ОКР по проектированию, разработке, изготовлению и поставке модулей полезной нагрузки. Но это небольшая доля нашего участия: основной договор на поставку полезной нагрузки был заключен с канадским концерном MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd.
Независимо от наличия и продолжительности действия санкций задача разработки и изготовления полезных нагрузок для телекоммуникационных спутников должна быть решена в пользу отечественной промышленности.
До развала СССР головной организацией по разработке полезной нагрузки для спутников связи и телерадиовещания был Московский НИИ радиосвязи (МНИИРС), работавший в тесном контакте с НПО ПМ (ныне АО «ИСС»).
Учитывая, что в настоящее время АО «ИСС» хорошо оснащено всем необходимым производственно-технологическим оборудованием, испытательными и измерительными средствами, обладает научно-экспериментальной базой для изготовления космических средств, а также имеет положительный практический опыт создания ретрансляционного оборудования для космических аппаратов типа «Луч» и других КА специального назначения, целесообразно назначить АО «ИСС» головным предприятием по разработке полезных нагрузок для спутников связи и вещания гражданского назначения. При этом необходимо создать консорциум по разработке полезных нагрузок в составе: ФГУП «НИИР» (г. Москва), АО «НПЦ «Вигстар» (г. Москва), АО «МНИИРС» (г. Москва), АО «Алмаз» (г. Саратов), ПАО «Ярославский радиозавод» (г. Ярославль), ФГУП «Космическая связь» (г. Москва) и др. Вопрос определения головного предприятия по разработке полезных нагрузок для спутников связи и вещания должен найти отражение в концепции ФЦП «Развитие орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения, включая спутники на ВЭО, на период 2017–2025 годы».
Низкоорбитальные спутниковые проекты
В последние годы широкий размах получили технологии систем передачи данных c целевой функцией Интернета вещей (M2M/IoT), предназначенные для различных областей народного хозяйства. На этом рынке наряду с наземными сотовыми и специализированными сетями рассматривается использование современных спутниковых технологий.
Прогнозируемая доля спутниковых технологий на рынке M2M/IoT относительно невелика, однако для решения ряда задач, связанных с контролем и управлением динамичными процессами и объектами, использование спутникового ресурса, особенно в условиях российских просторов, является единственно возможным вариантом.
Компания «ВИСАТ-ТЕЛ» в кооперации с ООО «СПУТНИКС» планирует создание глобальной низкоорбитальной многоспутниковой сети, оптимизированной для задач M2M/IoT (шифр «Аврора»).
ЗАО «Зонд-Холдинг» и АО «ИСС» разработали проект низкоорбитальной спутниковой системы «Скиф» для обеспечения высокоскоростного доступа в Интернет в труднодоступных регионах страны, в том числе северных. По своей сущности проект похож на спутниковую систему фирмы O3b Networks (ныне дочернее предприятие компании SES S.A.). Система O3b в настоящее время пользуется большим спросом: контракты на предоставление услуг, поставляемых этой системой, заключены со многими странами и компаниями, включая Министерство обороны США.
Эти и, возможно, другие предложения по низкоорбитальным спутниковым проектам не должны остаться за пределами внимания концепции Федеральной целевой программы независимо от источников финансирования.
Формирование ФЦП проходит в условиях дефицита бюджетных средств, что определяет ту тщательность, с которой задаются приоритеты космической деятельности с учетом текущей потребности и перспектив развития.
Литература
- Буйдинов Е.В. Наша задача – максимальное удовлетворение потребностей операторов // Connect. Мир информационных технологий. 2017. № 9.
- Кукк К.И. Спутниковая связь: прошлое, настоящее, будущее. М.: Горячая линия Телеком, 2015.