12 ноября в Цифровом деловом пространстве состоялась конференция «Цифровая сила предприятия с SILA Union». Спикеры, в числе которых были представители промышленной отрасли, образования и госсектора, обсудили вызовы и решения, связанные с внедрением продукта SILA Union, переход от цифровизации к персонализации в государственном управлении, а также перспективы сотрудничества с компанией SILA Union.
Что такое SILA Union?
На этот вопрос ответил Александр Силкин, генеральный директор компании SILA Union: это продукт, представляющий собой независимое от иностранных компонентов российское решение для проектирования компактной инфраструктуры, моделирования бизнес-процессов и решения задач по цифровой трансформации, внедряемый в различные компании и государственные органы. Продукт позволяет оценивать результаты и внедрять цифровые технологии.
Особенности продукта
Спикер рассказал о функциональных особенностях системы решения SILA Union и выделил несколько ключевых аспектов продукта – создание данных, виды моделей и управление репозиторием, а также поделился новыми релизами для работы с анализами и отчетами.
Создание данных: что дает SILA Union для проектирования данных
- Ручная отрисовка моделей. Система покрывает более 100 самых популярных нотаций, в том числе BPMN 2.0, EPC и др. Таким образом, пользователи имеют возможность вручную рисовать модели с визуализацией бизнес-процессов, ИT-архитектуры, ИT-ландшафта и т. д.
- Импорт данных. Продукт поддерживает импорт данных из различных форматов, например, Excel, XML.
- Интеграция с внешними системами. SILA Union позволяет интегрироваться с различными внешними системами через REST API, обеспечивая автоматическое обновление данных и синхронизацию с другими информационными системами.
- Автогенерируемые модели. Продукт может в автоматическом режиме создавать и обновлять модели на основе существующих данных, тем самым позволяя генерировать актуальные модели без ручного вмешательства.
- База типовых процессов. SILA Union предоставляет доступ к типовым процессам и моделям, которые можно использовать как основу для проектирования собственных данных.
- Искусственный интеллект. Есть возможность использовать ИИ для генерации моделей на основе данных, что позволяет автоматизировать процесс проектирования. ИИ можно обучать как локально, в закрытом контуре, на внутренних документах компании, так и на любых открытых данных из Интернета.
- Process Mining. На основе логов и других данных можно восстанавливать бизнес-процессы, выявлять их частоту и вероятность, а также оценивать среднее время выполнения и др.
Виды моделей и последние изменения
Компания поддерживает широкий спектр видов моделей данных, например, графические, текстовые, матрицы, дашборды и канбан. Спикер не стал останавливаться на каждой из этих моделей, а рассказал об основных изменениях и доработках, которые были внедрены в ряд моделей.
Одним из значительных изменений является выпуск нового текстового движка Wiki 2.0. Он более быстрый, производительный и функциональный. Его основные отличия – более удобная работа с большими документами, различные способы форматирования текста, в том числе выделение кода, картинок и таблиц, а также возможность вставлять картинки живых моделей, которые автоматически обновляются при обновлении модели. Также был обновлен движок матриц, который стал быстрее и функциональнее.
Новые возможности включают автоматическое создание и обновление матриц, отражающих связи между сущностями, управление сущностями и связями через матрицу. Кроме того, внедрен новый вид моделей – справочник, который позволяет настраивать параметры поиска объектов и выводить их в таблицу с нужными полями. Эти справочники можно наполнять как автоматически, так и вручную.
Анализ и отчеты
После создания данных внутри SILA Union необходимо с ними работать. Одной из наиболее популярных задач являются анализ данных и генерация отчетов. Для этого компания располагает встроенными инструментами, такими как эмоциональное моделирование, систематические проверки, SWOT-анализ и др. Однако в настоящее время компания сосредоточилась на новых возможностях, среди которых особенно популярен запрос на оценку уровня цифровой зрелости бизнес-процессов.
Для оценки цифровой зрелости используются определенные критерии. Один из ключевых – степень автоматизации процессов. Анализируется, какие шаги процесса выполняются вручную, а какие автоматизированы. Система анализирует все данные, хранящиеся в репозитории, и определяет пропорцию автоматизированных и ручных шагов. Это позволяет оценить уровень цифровизации процесса. На основе анализа данных система выводит актуальную информацию о уровне цифровой зрелости, которая может быть представлена в различных форматах, таких как показатели на моделях, или в формате дашборда.
Усовершенствованный атрибутивный поиск позволяет находить информацию по определенным критериям. В ближайшем релизе компания планирует представить интеллектуального помощника, который будет помогать пользователям решать различные задачи. Кроме того, добавлена возможность многоэтапных скриптов, которые могут выполняться на протяжении длительного периода времени и иметь определенные этапы.
Важным этапом в управлении данными стало поддержание порядка в репозиториях. Компания добавила корзину для восстановления удаленных элементов и инструментарий для консолидации объектов.
Коллаборация пользователей – еще одна немаловажный аспект деятельности компании. Поддерживаются различные формы взаимодействия, в частности, согласование, подписка на изменения и комментарии. В планах – добавление внутренних чатов и возможность объединяться в группы для совместной работы. Все это позволяет пользователям не выходить за рамки одной системы и выполнять все необходимые операции внутри нее.
Почему SILA Union, а не кто-то другой. Опыт и достижения «Газпром ЦПС» и «Лукойла»
Михаил Казьмин и Юлия Мартынова, представители центра компетенций бизнес-анализа и внедрения информационно-управляющих систем компании «Газпром ЦПС», рассказали о ключевых преимуществах компании перед конкурентами: наличие в реестре российского ПО, функциональные требования, адаптивность, разнообразие нотаций и моделирования (BPMN, EPC, VAD, FAD, Archimate, TOGAF, ULM), а также возможность генерации отчетов и совместной командной работы.
Внедрение продукта позволило унифицировать и оптимизировать внутренние процессы по реализации ИT-проектов. Все артефакты идентифицированы, едины и регламентированы. Также была сформирована база знаний, результатов и связанных элементов по различным проектам, что позволяет перенимать опыт предыдущих проектов и переиспользовать уже наработанные результаты. Наконец, SILA Union создала единую среду работы для специалистов в различных направлениях, включая бизнес-аналитиков, бизнес-архитекторов и руководителей проектов.
В заключение было заявлено о дальнейшем совместном развитии продукта, в том числе бэклога и методологических вопросов. Компании планируют участвовать в партнерских мероприятиях, провели несколько обучений на базе санкт-петербургских вузов и предусматривают расширение этого направления.
Илья Антонов, представитель компании «Лукойл», поделился опытом внедрения системы управления бизнес-процессами на платформе SILA Union. Проект, начатый в 2020 г., был направлен на автоматизацию систем и повышение производительности труда, моделирование и оптимизацию бизнес-процессов, разработку регулирующих документов в привязке к бизнес-процессам, а также организационно-штатных структур исходя из ролевой модели бизнес-процессов. Основные задачи включали моделирование бизнес-процессов, их экспертизу и согласование, повышение референтности.
Проект состоял из нескольких ключевых этапов: определение цели проекта и перечня продуктов – выбор пал на отечественную платформу SILA Union; пилотное внедрение системы на 14 организациях группы «Лукойл»; планируемое тиражирование на все организации группы с 2023 г.
К основным достижениям проекта относятся: привязка документов к бизнес-процессам; создание единой базы документов для всего холдинга; автоматизация формирования регулирующих документов с использованием шаблонов; интеграция с HR-системами для привязки ролей и подразделений к бизнес-процессам; внутриплатформенное согласование бизнес-процессов.
В планах компании – расширение возможностей платформы, интеграция с системой отчетности для связи показателей бизнес-процессов с единой системой отчетности, а также автоматизированный контроль принципов моделирования с использованием ИИ для соблюдения аннотаций.
Цифровая трансформация
Анна Васильева, директор департамента реинжиниринга процессов и доменной архитектуры, и Павел Бокарев, главный архитектор-методолог доменного проектирования, ФКУ «ГосТех», рассказали о важных направлениях, таких как цифровая трансформация и персонализация, о переходе от «Правительства 4.0» к «Правительству 5.0».
Цифровая трансформация в государственном управлении предполагает переход от традиционных бумажных и ручных процессов к цифровым технологиям. Однако сама по себе цифровизация не всегда гарантирует улучшение качества жизни граждан. Для этого необходим переход к персонализации услуг, когда услуги адаптированы под конкретные потребности и предпочтения каждого гражданина и реализовано бесшовное предоставление услуг, когда граждане не должны обращаться в множество ведомств для получения одной услуги.
Цель цифровой трансформации и персонализации – создание системы, где граждане могут получать услуги максимально удобным и быстрым способом. Это включает единые окна предоставления услуг, интеграцию данных между ведомствами и проактивное уведомление граждан о необходимости получения той или иной услуги.
Этапы зрелости «цифрового правительства» описывают уровень развития и интеграции цифровых технологий в государственное управление. Согласно приведенной спикерами статистике, на данный момент Россия находится на пути между «Правительством 4.0» и «Правительством 5.0». Спикеры задались вполне справедливым вопросом: «Чем отличается “Правительство 4.0” от “Правительства 5.0” с точки зрения цифры?».
Переход от «Правительства 4.0» к «Правительству 5.0» означает качественный скачок предоставляемых услуг и взаимодействия с гражданами. «Если ранее мы пришли к тому, что через единые окна и платформы предоставляли определенные услуги, то сейчас идем к тому, чтобы данные и услуги предоставлялись бесшовным способом», – заявили спикеры. Компания «ГосТех» в настоящее время занимается разработкой единой цифровой платформы, где будут объединены услуги всевозможных федеральных органов, обеспечивая базовые компоненты, такие как профиль, кабинет и платформа обратной связи. Профиль содержит все необходимые данные гражданина и обеспечивает идентификацию и аутентификацию пользователей, кабинет предоставляет возможность управлять услугами, данными и взаимодействием с государственными органами, а платформа обратной связи позволяет оставлять отзывы, задавать вопросы и получать ответы от государственных органов. Эти компоненты обеспечивают интеграцию данных и процессов, что гарантирует предоставление услуг бесшовным и персонализированным способом.
Конференция стала значимым событием, объединившим представителей различных отраслей для обсуждения актуальных вопросов. Выступающие поделились успехами и достижениями, а также договорились о продолжении плодотворного сотрудничества с SILA Union.