Олег Лаган, руководитель направления «Умный дом», компания QTECH
Темпы роста операторского бизнеса в России за последний год замедлились. Прогноз PMR Consulting показывает, что в 2014 г. объем российского рынка услуг связи, оказываемых конечным пользователям, составит 27,6 млрд евро против 30,8 млрд евро годом ранее. В 2015 г. ожидается показатель в размере 27,1 млрд евро.
Причинами изменения динамики стали несколько факторов. Например, проникновение услуг доступа в Интернет в больших городах превысило 50%, а в малых инфраструктура еще не позволяет активно развиваться. Существуют и более глобальные проблемы. Медленное «вползание» страны в стагнацию, которое началось в 2012 г., в 2014-м многократно ускорилось. Рубль дешевеет вместе с нефтью, инфляция давно превысила отметку в 8%, ЦБ проводит жесткую денежную политику, кредитные ставки только растут.
Конечно, эти факторы активно влияют на бизнес телеком-операторов. Так, мы наблюдаем замедление дальнейшего роста абонентской базы в больших городах, в том числе из-за снижения покупательной способности потребителей. Понятно, что для потребления услуг доступа в Интернет конечному пользователю необходим персональный компьютер, смартфон или планшет, но не у всех потенциальных клиентов сегодня есть возможность их купить из-за снижения уровня дохода.
Тем не менее эластичность спроса на доступ в Интернет постепенно снижается. Вопрос «что сделать, чтобы сохранить на прежнем уровне, а лучше – даже поднять ARPU и клиентскую базу» стоит на повестке дня у всех операторов. Доходы у населения начинают падать, а рублевая закупочная цена международного трафика показывает рост, не говоря о цене на оборудование. Поэтому поиск решений для удержания точки максимального соотношения цен и объема продаж услуг как никогда актуален для операторов связи.
Удерживать клиентскую базу и ARPU на прежнем уровне и наращивать эти параметры можно, если внедрять новые дополнительные услуги и создавать с их участием новые комплексные информационные продукты – ведь пакет услуг обладает меньшей эластичностью спроса по цене, чем каждая услуга в отдельности. Именно это и происходит на рынке.
Конвергенция информационных потоков в рамках трех известных услуг практически завершена провайдерами широкополосного доступа в Интернет. Мы видим, как разрозненные услуги стали предлагаться в виде пакетов, которые объединяют передачу данных, IP-телевидение и IP-телефонию. Комплексный продукт позволяет потребителю использовать привычные каналы получения информации в наиболее общеупотребительных форматах: видео, изображение, звук и текст. Он обеспечивает как широковещательную раздачу информации, так и связь между конкретными абонентами. Не нужно быть провидцем, чтобы понять, как конвергенция информационных потоков продолжит расти в ближайшем будущем. Телекоммуникационные операторы также будут обеспечивать пакетирование информации о телеметрии – той информации, которой на аппаратном уровне обмениваются между собой приборы и устройства, обеспечивающие автоматизацию повседневных, рутинных действий человека в быту и на работе в рамках концепции «умный дом».
По сути, то, что мы называем «умным домом», – одно из направлений развития Интернета вещей (IoT), которое становится приоритетным для многих компаний – участников рынка. Компании начинают активно включать в свои решения функции управления устройствами «умного дома» и обмена телеметрическими данными между устройствами на аппаратном уровне.
Чтобы лучше понять, что же именно скрывается под аббревиатурой IoT в контексте «умного дома», приведем простой пример реализации удаленного управления для обеспечения эффекта присутствия людей в пустом доме. Представим себе приборы, управляемые контроллером (или маршрутизатором с функцией контроллера), который получает данные от разнообразных датчиков (датчиков уровня освещенности, электронных реле, включения и выключения света, сервоприводов штор и др.). Современная система управления «умным домом» обеспечивает возможность удаленного контроля с помощью программного обеспечения со смартфона или планшета (рис. 1). Путем включения/отключения функций, настройки датчиков на разные показатели освещенности, изменения положения штор в зависимости от состояния искусственного освещения и освещенности помещения можно обеспечить эффект присутствия в доме людей, что влияет на уровень безопасности, а также может использоваться для экономии электроэнергии.
Рис. 1. Дистанционное управление «умным домом» при помощи мобильного приложения
Интернет вещей будет развиваться столь же стремительно, как и традиционный Интернет, и тому есть несколько причин.
Первое – спрос. Интернет дал толчок ускоренному обмену информацией. Это привело к ускорению всех процессов в обществе, постоянному дефициту времени и росту рисков. Растущая необходимость в сокращении временных затрат на рутинные операции, повышение их точности, оперативности и безопасности уже не удовлетворяются на том уровне автоматизации, который достигнут благодаря имеющимся технологиям взаимодействия человека и машин. Проблема решается выходом на массовый рынок систем с искусственным интеллектом и широким внедрением систем межмашинного обмена данными и управления конечными устройствами без участия человека.
Второе – за последние два года постоянно снижается стоимость элементной базы для обеспечения функций обмена данными различных бытовых приборов и устройств, используемых корпоративными пользователями. Это дает возможность выводить на массовый рынок системы для создания «умного дома» и управления им, ранее считавшиеся элитными по цене.
Третий фактор – развитие протоколов обмена данными между устройствами с малым энергопотреблением и их стандартизация. Принятие протокола IPv6 для обмена данными в сети Интернет позволило создать на его основе протокол адресации 6LoWPAN для беспроводных сетей устройств с малым энергопотреблением. Развиваются другие стандарты для обмена данными, такие как KNX, ZigBee и т. д. Стандартизация на уровне протоколов, в свою очередь, ведет к большей открытости рынка устройств для систем класса «умный дом» и, как следствие, к увеличению темпов его развития.
Четвертое обстоятельство – на рынке появились заинтересованные потребители, готовые в целях продвижения своих основных продуктов включать в них системы «умного дома» (кроме телекоммуникационных операторов к ним относятся строительные компании многоквартирных домов). Наконец, продвижение основными вендорами мобильных устройств (Apple и Google) API для разработки приложений для устройств «умного дома» является важным дополнительным фактором развития парадигмы Интернета вещей.
Следует отметить, что до недавнего времени в плане потребительских предпочтений наблюдались существенные различия между европейским рынком и российским. Если для европейского потребителя основными потребительскими ценностями «умного дома» уже несколько лет является обеспечение энергоэффективности и комфортности, то для российского до 2013 г. драйвером считались системы безопасности. Однако стремительно меняющаяся экономическая обстановка заставила пересмотреть отношение к тому, что могут предлагать своим клиентам российские телеком-операторы в рамках концепции «умного дома», – значимость экономии энергоресурсов становится все более актуальной и для российского потребителя. Этот фактор повышает спрос на автоматизированные системы контроля и управления ресурсами (АИИС КУР) жилищно-коммунальных услуг. На наш взгляд, автоматизированные измерительно-информационные системы коммерческого учета ресурсов – электроэнергии, воды, тепла, газа, применяемые в жилищно-коммунальном хозяйстве, также следует отнести к системам, входящим в концепцию «умного дома». Для конечного потребителя автоматизированная система учета позволяет в условиях растущих тарифов оптимизировать потребление энергоресурсов, обеспечивает достоверность данных, по которым происходит оплата за потребленные услуги, увеличивает комфортность и безопасность потребления услуг за счет информирования и автоматического управления ресурсами. Так, собственник жилья получает возможность не только видеть текущее потребление воды, но и в случае нештатного расхода автоматически перекрывать ее с помощью электромагнитного клапана, активируемого по данным, получаемым от счетчика воды (рис. 2).
Рис. 2. Пример крана для удаленного управления водой
Рис. 3. Пример российского маршрутизатора с контроллером «умного дома»
Отдельный вопрос – развитие программного обеспечения (ПО), которое необходимо для управления «умным домом». Следует выделить три основных направления развития ПО данного класса. Во-первых, это собственное ПО, разрабатываемое компаниями и реализованное часто в Web как личный кабинет пользователя. Во-вторых, возможность подключения маршрутизаторов с контроллером «умного дома» (рис. 3) в облачные сервисы телекоммуникационных операторов (если таковые в доме представлены). В-третьих, управление умным домом с мобильных устройств при помощи специализированных мобильных приложений, для чего контроллеры «умного дома» должны обязательно поддерживать спецификации Apple HomeKit и Google Nest. Можно предположить, что в первой половине 2015 г. появление на рынке мобильных приложений, использующих API для устройств «умного дома» от обоих вендоров, будет носить взрывной характер.
Вендоры на рынке продуктов в категории «умный дом» представлены такими компаниями, как Ingersoll-Rand PLC (Ирландия), Schneider Electric SA (Франция), Siemens AG (Германия), TELETASK (Бельгия), ABB Ltd. (Швейцария), Tyco International Ltd. (Швейцария), Emerson Electric Co. (США) и др. Изначально логические контроллеры производителей со стажем предназначались для управления простым, единичным оборудованием в производстве. Набор различных программируемых устройств в одном корпусе объединяется в систему. Их можно просто использовать для управления отдельными насосами, вентиляторами или несколькими лампами. Но попытка связать эти функции в одну систему с разнообразными сценариями и удаленным управлением резко усложняет ее состав и увеличивает стоимость.
Решение для телекоммуникационных операторов, предоставляемое как дополнительные услуги в категории «умного дома», должно быть легко расширяемым, удаленно управляемым и сопоставимым по затратам с такими услугами провайдеров, как IPTV. Российские поставщики решений для телекома (и в их числе компания QTECH) интегрируют опыт существующих производителей с собственной экспертизой на рынке телекоммуникационного оборудования, для того чтобы выводить на рынок «умные продукты», оптимальные с точки зрения использования в самых разнообразных проектах.