Уроки профессионализма в цифровом мире

В национальную программу «Цифровая экономика» включены несколько новых федеральных проектов, один из которых предусматривает развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли. Дефицит сотрудников с профильным образованием в сфере информационных технологий пока не удается преодолеть, несмотря на прилагаемые в этом направлении усилия. Компании, желающие реализовать бизнес-идею, набрать команду под проект или продукт, пригласить специалистов с гарантированной квалификацией, признаются в том, что сегодня подобная задача из разряда нерешаемых, во всяком случае, в разумные сроки.

Едва ли возможно выяснить, что именно послужило причиной острого дефицита специалистов – разработчиков, архитекторов, тестировщиков, аналитиков и т. д. Всего за несколько лет ситуация обострилась настолько, что крупные компании вынуждены создавать собственные учебные центры или центры компетенции, где подготовка ведется по типовому учебному плану. Точечно ликвидировать нехватку сотрудников, помочь состояться в профессии выпускнику учебного заведения можно, но цифровизация требует иных масштабов в данном направлении. И роль государства в решении данной проблемы только повышается.

Школа, вуз и цифровая кафедра

Федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» планируется реализовывать в трех основных направлениях: школа, вузы, система оценки обучения на цифровых кафедрах. С конца прошлого года такие кафедры, предлагающие курсы дополнительного образования, развиваются в вузах – участниках программы «Приоритет 2030». Идея состоит в том, чтобы выпускники цифровых кафедр получали свидетельство о дополнительном профобучении наряду с основным дипломом. Студентам, выбравшим специальности, напрямую не связанные с ИТ, представится возможность приобрести дополнительную квалификацию в цифровой сфере. Судя по тому, какими темпами информационные технологии проникают во все сферы деятельности, без соответствующих навыков сегодня не обойтись в любой, даже самой, казалось бы, далекой от ИТ-индустрии, отрасли.

В текущем году государство реализует еще два новых проекта, направленных на развитие кадрового потенциала отрасли – «Передовые инженерные школы» и «Платформа университетского технологического предпринимательства». По словам вице-премьера Дмитрий Чернышенко, они нацелены на получение студентами во время обучения практических навыков, которые действительно будут востребованы на предприятиях реального сектора экономики.

Планируется также вовлекать ребят в предпринимательскую деятельность, поддерживать их стартапы. Это позволит повысить качество образования и уровень трудоустройства выпускников. На платформе университетского технологического предпринимательства предусмотрено создание тысяч новых стартапов, открытие университетских стартап-студий, помогающих молодым людям выводить продукты на рынок.

Инженерные школы планируется открывать в сотрудничестве с высокотехнологичными компаниями. Как ожидается, это позволит подготовить кадры для предприятий тех секторов, продукция которых ориентирована на экспорт. В текущем году преподаватели вузов, представители управленческих команд пройдут переподготовку по ряду востребованных направлений, например таких, как применение цифровых двойников, цифровое моделирование, робототехника, аддитивные технологии, искусственный интеллект и большие данные, беспилотные транспортные решения.

В этом же ряду и другие инициативы, одобренные Правительством РФ: школьникам предлагается изучить языки программирования, взрослым предоставляются скидки на прохождение ИТ-курсов и приобретение нужных навыков.

Проект «Профессионалитет»

В 2022 г. в нашей стране реанимируют схему партнерства средних профессиональных образовательных учреждений (техникумов, колледжей) с профильными предприятиями реального сектора экономики. На днях было объявлено о грантовой господдержке образовательно-производственных кластеров. Новая структурная форма сотрудничества будет развиваться в рамках очередного федерального проекта «Профессионалитет».

Ключевая задача – подготовка будущих специалистов на основе целевого заказа предприятий. Для ее решения предстоит актуализировать программы обучения, учебные планы и курсы, обеспечить повышение уровня квалификации преподавателей. Считается, что это приблизит систему среднего профессионального образования к запросам работодателей, даст возможность пересмотреть направления подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

По оценкам чиновников, в течение трех лет будет сформировано 210 кластеров – по 70 ежегодно. Каждой из этих структур планируется выделить из федерального бюджета 100 млн рублей. Деньги пойдут на закупку колледжами специального учебного оборудования и разработку образовательных программ. Ожидается, что предприятия также будут вкладывать финансы в развитие кластеров.

Заявки на получение господдержки могут направлять регионы, федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся учреждения среднего профессионального образования. По результатам конкурсного отбора Минпросвещения определит получателей субсидии.

 

Востребованные профессии

 

Минувшей осенью был расширен список профессий и специальностей среднего профессионального образования, которые наиболее востребованы в современных экономических условиях. Данный перечень служит основанием для назначения стипендии Правительства.

В обновленный список включено 35 профессий и 55 специальностей. Среди имеющих прямое отношение к ИТ-индустрии значатся, в частности, робототехника, аддитивные технологии, эксплуатация беспилотных авиационных систем, управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома, графический дизайнер.

Предыдущая версия этого перечня была утверждена восемь лет назад. За прошедшие годы были введены новые федеральные образовательные стандарты для среднего профессионального образования, например, в отношении приоритетных специальностей в ведущих отраслях экономики. Некоторые профессий утратили актуальность и были исключены из планов приемных комиссий образовательных учреждений.

Российские вузы также пересматривают направления подготовки в новых экономических условиях. Одним из стимулов к этому послужила программа «Приоритет 2030». Создание новых направлений обучения – это реакция на запрос предприятий по подготовке кадров, владеющих цифровыми компетенциями.

В свое время вице-премьер Дмитрий Чернышенко анонсировал создание в ближайшие 10 лет более 300 новых специальностей, из которых каждая вторая связана с цифровыми технологиями и развитием искусственного интеллекта.

К настоящему времени известно, что в Уральском федеральном университете планируется открыть четыре новые программы магистратуры в области решений искусственного интеллекта для электроэнергетики, городских энергетических систем. В Томском госуниверситете разрабатываются программы бакалавриата и программы магистратуры, направленные на подготовку специалистов в области ИИ для здравоохранения и горнодобывающей отрасли.

Московский государственный технический университет им Н.Э. Баумана наметил запуск таких магистерских программ, как «Биофотоника и тканевая инженерия», «Мягкая материя и физика флюидов», «Биотехнологии». Университет ИТМО продолжит специализироваться на образовательных программах в сфере лазеров, квантовых коммуникаций и синхротронных технологиях. В планах Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого – введение новых магистерских программ в области ресурсосберегающих технологий и новых материалов для энергетического перехода, моделирования физико-механических свойств и технологии производства полимеров и композитов.

В числе первых реализованных проектов можно упомянуть исследовательскую программу «Управляемая искусственным интеллектом роботизированная станция на источнике синхротронного излучения для ускоренной разработки новых материалов и их диагностики в режиме реального времени», предложенную учеными Южного федерального университета. Создана установка для экспресс-синтеза новых материалов под управлением ИИ. Участие человека предполагается только на этапе программирования. ИИ обучается самостоятельно и выполняет работу на основе алгоритмов. Благодаря этому повышается результативность операций и удается избежать ошибок, возникающих из-за человеческого фактора.

О результативности программ, направленных на развитие кадрового потенциала, по понятным причинам, можно судить по прошествии времени. Определенные трудности связаны с тем, что критерии оценки эффективности реализуемых проектов в этой области весьма условны и достаточно размыты. Единственным неизменным параметром инициатив, связанных с подготовкой, обучением и повышением уровня квалификации кадров, является непрерывность подобных начинаний с поправкой на актуальность методик преподавания и технологий.

 

https://www.connect-wit.ru/

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку