Операторы мобильной связи объединяют усилия для противодействия голосовым вызовам, нарушающим законодательные нормы, так называемому телефонному спаму. В рамках Петербургского международного экономического форума ФАС России и операторы подписали соответствующий меморандум. Компании разработают технические решения и алгоритмы для блокировки спам-звонков. Блокировать нежелательные вызовы планируется с согласия абонента. Актуальность проблемы возросла в период пандемических ограничений.
Меморандум подписали представители «ВымпелКома», МТС, «МегаФона» и Tele2. В основе антиспам-сервиса – анализ больших данных, при этом учитываются продолжительность вызова, соотношение входящих и исходящих звонков, регулярность их поступления.
Вокруг отраслевой инициативы
Цель инициативы – сократить количество нежелательных звонков с помощью аналитических алгоритмов их обработки и сервиса, который позволит абонентам узнать о характере поступивших вызовов постфактум. Объединение усилий в рамках отраслевой инициативы, как ожидается, поможет противостоять «ударному труду» распространителей спама.
Оценить масштабы навязчивой рекламы через телефон затруднительно. Тем не менее, один из подписантов меморандума – компания Теlе2 – сумела подсчитать, что каждый месяц одному абоненту поступает до десяти нежелательных звонков. На несанкционированный телемаркетинг приходится 60–70% общего объема таких вызовов.
Голосовой спам негативно влияет на настроение клиентов. Накапливаемое раздражение абоненты транслируют операторам (что выливается в дополнительную нагрузку на call-центры) и службам обратной связи регулирующих органов.
В контуре защиты
Операторы не первый год выстраивают систему защиты абонентов от нежелательных звонков. В компаниях утверждают, что совершенствуют алгоритмы распознавания спама, благодаря чему количество «успешных» нежелательных звонков уменьшается каждый квартал.
Например, в контур защиты Tele2 входит антиспам-система, которая на основе больших данных фиксирует нежелательные вызовы, в частности, сбрасываемые звонки. Аналитические алгоритмы распознают спам по продолжительности, частоте, массовости и реакции на них пользователя. В сутки Tele2 с помощью больших данных обрабатывает примерно 5-6 млн таких вызовов, включая звонки-сбросы. В начале июня компания анонсировала базовый функционал услуги маршрутизации звонков в спам-бокс: она дает клиенту возможность прослушивать сообщения позже или получать их в текстовом виде. Еще один сервис – определитель номера – маркирует спамера, позволяет абонентам выбрать – принять вызов от поставщика услуги (чей номер определен) или отклонить его.
Оператор МТС предлагает новым абонентам сервис, с помощью которого звонок с неизвестного или подозрительного номера можно переадресовать в голосовой почтовый ящик. При желании содержимое ящика можно прослушать. Примечательно, что в течение месяца после запуска этого сервиса 10 млн спам-звонков были перенаправлены в ящики. Аналогичные решения для блокировки спам-звонков используют и другие операторы.
На границе спама и мошенничества
По мере развития пандемии актуальность проблемы возросла, что закономерно. Достучаться до потенциальных потребителей товаров или услуг становится труднее. При продвижении продукции ее производители и поставщики прибегают к возможностям агрессивного маркетинга чаще обычного. Отсюда и реклама из разряда «два по цене одного», обещания бесплатного обслуживания, а также непрошенные звонки в режиме нон-стоп.
Дополнительная проблема в том, что между распространением спама и телефонным мошенничеством весьма условная, если не сказать зыбкая, граница. Нашумевшие случаи высокоэффективных вымогателей денег по телефону, громкие случаи их баснословных «финансовых уловов» заставляют бизнес и регуляторов объединяться в поисках способов технологического противодействия.
К сожалению, россияне относятся к категории доверчивых собеседников и попадаются «на удочку» злоумышленников – деньги перечисляют и даже передают в «хорошие руки» для «спасения», персональные данные сообщают… По сведениям компании Avast, жертвами телефонного мошенничества становились 37% респондентов, а 56% опрошенных сталкивались с этим явлением.
Опыт, практика, результат
Намерения операторов в сотрудничестве с регуляторами объединить усилия для борьбы с телефонным спамом заслуживают одобрения. Операторские системы защиты должны охватить весь рынок, чтобы голосовой спам перестал существовать. А для этого нужно совершенствовать практики противодействия спаму, обмениваться опытом. Единая база скомпрометированных телефонных номеров, которые задействованы в этих целях, должна быть доступна всем участникам рынка.
Едва ли можно надеяться, что мошенники не научаться обходить дополнительные способы защиты, которые сами по себе не лишены уязвимостей. Любой инструмент противодействия нуждается в модернизации и постоянном совершенствовании. Но сам факт объединения больших игроков рынка вокруг благой инициативы, взаимодействие с регулятором – заметный шаг на тернистом пути поиска управы на распространителей телефонного спама.