8 июля прошел онлайн-форум Autodesk «“Умный” ритейл: как изменится строительство гипермаркетов и логистических центров». На этом мероприятии выступили иностранные эксперты от Space Group, Globus Radius Group и Autodesk, а также представители ведущих российских компаний.
Обязанности модератора мероприятия выполнял Сергей Сыч, директор по развитию CSD.
Цифровая трансформация объектов розницы
Сергей Сыч, директор по развитию CSD, выступил с докладом на тему «Ускорение цифровой трансформации для владельцев объектов розничной торговли».
Начав с отраслевых тенденций и драйверов, определяющих направление развития рынка, выступающий особо выделил два ключевых фактора: эпидемию COVID-19 и ускорение цифровизации, заданное во многом в России государственными программами развития.
Для собственника объекта цифровая трансформация выглядит как последовательный переход от 2D CAD к BIM-технологиям, к переходу в облако и к созданию цифровых двойников объектов (зданий, сооружений). От статики (улучшенная координация и производительность) происходит переходит сначала к конвергенции (лучшая координация и контроль проекта), а затем и к динамике (анализ и автоматизация в реальном времени).
На пути к BIM Сергей Сыч выделил следующие ключевые проблемы для собственников. Во-первых, это наличие больших объемов разрозненных (зачастую все еще аналоговых) данных, что выливается в отсутствие понимания эффективности портфеля для принятия обоснованных решений. Во-вторых, это разрозненные, фрагментированные процессы, что приводит к потере информации, ведущей к пропускам и дорогостоящим переделкам. В-третьих, отсутствие BIM-стандартов и стандартов проектирования, а это приводит нас к увеличению времени проектирования и росту затрат при снижении эксплуатационных характеристик. В-четвертых, распределенные, разрозненные команды (в настоящее время многие сотрудники работают удаленно) – это приводит к отсутствию прозрачности среди заинтересованных сторон, вызывает задержки в реализации проектов.
Анализируя современные ИТ-технологии, которые необходимо внедрять на стороне собственника объектов ритейла, Сергей Сыч особое внимание уделил построению среды общих данных, указав на решения Autodesk BIM Collaborate и Autodesk Docs.
Директор по развитию CSD перечислил следующие выгоды от внедрения BIM: большая предсказуемость затрат, улучшенное планирование, снижение ошибок, оптимизация проектов, лучшее понимание проекта собственником объекта. Для владельцев объектов ритейла BIM-технологии предоставляют такие полезные возможности, как: автоматизация и управление зданиями, информированное принятие решений, пост-строительное управление активами и объектами, улучшенное выполнение проекта, управление графиком и бюджетом.
Почему же владельцы не спешат активно использовать BIM-технологии? Во-первых, они не понимают BIM и стандарты проектирования: что это на самом деле? Что им нужно запрашивать от партнеров по проектированию. Во-вторых, строительные команды не понимают, как управлять объектами: какие данные нужно собирать? В каком формате их нужно передавать? В-третьих, это отсутствие среды общих данных: где сейчас хранится информация? Как можно получить доступ к данным об объекте?
Ключевой момент – среда общих данных
Николай Шмук, руководитель группы BIM отдела строительства ООО «Гиперглобус» и Ширин Юлдашева, BIM-координатор группы BIM, представили доклад «BIM для заказчика: опыт ООО «Гиперглобус».
Николай Шмук также начал свое выступление с перечисления тех вызовов, с которыми приходится сегодня сталкиваться отрасли ритейла. Он указал на необходимость цифровой трансформации сферы ритейла, на активное внедрение технологий ИИ, беспилотных роботизированных систем, виртуальной и дополненной реальности. Еще одним вызовов для ритейла стали последствия пандемии COVID-19.
Ответом на эти вызовы времени и явились BIM-технологии, которые позволяют добиться радикального улучшения качества проектирования, строительства и эксплуатации объектов. При этом Николай Шмук большое внимание уделил вопросам технической готовности предприятий ритейла к внедрению и адаптации BIM-технологий.
Говоря о тех уроках, которые ритейл извлек из последствий пандемии COVID-19, докладчик указал на: привязку к GIS для моделирования симуляции транспортных потоков; использование моделей для виртуального шопинга; обеспечение возможности удаленной работы, сокращения перемещений персонала; возможность удаленного управления объектом.
Перейдя от общих вопросов к опыту своей компании, Николай Шмук объяснил, почему ООО «Гиперглобус» выбрало платформу Autodesk. 1) Наиболее распространенное в РФ решение на рынке продуктов для BIM-моделирования (согласно данным большинства аналитических обзоров). 2) Большинство проектных подрядчиков работают в Revit и других продуктах Autodesk. 3) Наибольшее количество специалистов со знанием продуктов Autodesk на рынке. 4) Наиболее комплексное предложение для всех разделов проектирования. 5) Множество стартовых инструментов: стандарты, шаблоны, семейства 6) Большое количество интеграционных решений, связанных с продуктами Autodesk.
Основными этапами внедрения стали: аудит, выработка стратегии и дорожной карты, разработка EIR и BIM-стандарта, создание CDE и внедрение ПО.
Ключевым этапом внедрения Николай Шмук считает создание CDE – среды общих данных. Поскольку компании требовалась среда с расширенными, нестандартными возможностями, было решено остановиться на платформе Lement Pro с размещением облака на собственных серверах (по соображениям безопасности). Внедрение этого решения обеспечило: облачный подход; постоянный доступ всех контрагентов, как внутренних, так и внешних к актуальной и достоверной информации; контроль статуса моделей и документации; контроль качества СМР (через Room Book Lement Pro). В планах – автоматизация проверок BIM-моделей и документации путем создания корпоративных чекеров.
Radius сдает проекты под ключ
Анна Сиротко, BIM-менеджер Radius Group, рассказала об эффекте цифровых данных для взаимодействия заказчика и девелопера при строительстве логистических центров в индустриальном парке «Южные Врата».
Докладчик представила несколько крупных реализованных Radius Group проектов в сфере ритейла.
Национальный центр логистики площадью 109 000 м2 для компании «АШАН»: самое большое здание такого типа в России и Европе, построенное для одного клиента; Radius Group реализовала проект полностью под ключ, включая установку стеллажного оборудования и систем ИТ и безопасности.
Национальный фулфилмент центр площадью 40 200 м2 для компании СДЭК: проведен редевелопмент здания под логистические решения компании СДЭК; установлена новая конвейерная линия для автоматической сортировки заказов; реконструкция фасада и установка дополнительных доков, обеспечивающих сквозное складирование; проведено строительство дополнительных офисных площадей и подведение дополнительной электрической мощности.
Национальный распределительный центр 100 000 м2 для компании Leroy Merlin: построен один из самых больших распределительных центров; данный проект включает в себя как складские помещения, так и зону «кросс-дока»; распределительный центр предназначен для обслуживания магазинов Leroy Merlin по всей Москве и центральной России.
Национальный центр исполнения электронных заказов площадью 9 000 м2: локальный центр электронной коммерции направлен на поддержку стратегии локального развития и сокращения времени доставки с 2-х недель до 2-5 дней; специально разработанный интерьер учитывает все нюансы логистики в электронной коммерции и расположение рабочих мест; Call Center.
Национальный фармацевтический распределительный центр площадью 21 000 м2: автоматическая сборка и упаковка заказов с использованием конвейеров SSI Schaffer; склад и логистические зоны полностью обеспечены стеллажами и системами контроля температуры воздуха; специальные зоны для хранения медикаментов в особых условиях; объект прошел сертификацию в соответствие с международными стандартами BREEAM.
Radius Group эффективно использует силу визуализации для максимизации возможностей проектирования и оптимизации строительства. При визуализации данных о затратах в режиме реального времени процесс принятия решений и задача соблюдения бюджета становятся легко управляемыми. Эффективное применение цифровых данных позволяет обеспечивать: своевременное обнаружение и координацию коллизий: отслеживание проектных значений; анализ объема работ и денежных затрат. При трехмерном планировании данные лучше визуализируются в режиме реального времени, а процесс принятия решений становится более легким и занимает меньше времени.
Опыт британских коллег
Пол Бродфут (Paul Broadfoot), директор Space Group, и Адам Ворд (Adam Ward), директор по развитию в Space Group, рассказали россиянам о том, как ведущая европейская сеть гипермаркетов Lidl интегрирует BIM-технологии в свои бизнес-процессы.
Компания Space занимается проектированием с использованием BIM с 2005 года. Уже в 2010 году руководство Space приняло осознанное решение проектировать и моделировать только в 3D. Эффективность от внедрения и использования BIM-технологий Пол Бродфут продемонстрировал на примере компании Lidl. Розничная компания, которая появилась в Германии в 1973 году, уже в 1980 году насчитывала 300 магазинов. В Британии первый магазин Lidl открылся в 1994 году. Программа развития сети Lidl в Великобритании рассчитана на колоссальный бюджет в 1,5 млрд фунтов – к 2023 году планируется открыть 1000 магазинов. Понятно, что здесь ключ к успеху – в скорости, также важна эффективность и экономичность строительства объектов розничной торговли.
Полноформатный переход Lidl на цифру обеспечивает: цифровое прототипирование – подход «всегда начинаем с модели»; взаимоувязанную непротиворечивую информацию; улучшенный доступ к данным и их отображение; автоматизацию ручных процедур; оптимизацию процессов при эксплуатации (In Operation).
Представляя основные достижения Space Group, Пол Бродфут указал на следующие возможности: ключевые типы моделей проектирования (LOD 400 [LOD 5], Construction & FM [сооружения и инфраструктура]; LOD 200 Shell Model [оболочечная модель]); 120 чертежей для каждого типа; интерактивный просмотрщик; 3D визуализация с анимацией; интерактивная визуализация в реальном времени; динамический вывод спецификаций; оценка рисков на основании модели (Model based Risk Assessment); динамические сметы/ ведомости элементов и материалов (BoQ, ВоМ); динамический вывод одобренного списка товаров (Dynamic approved Product List); закрытый портал поставщиков (Private Supplier Portal); закрытый портал архитекторов (Private Architects Portal); отчеты об исполнении предписаний (Access Statements); решение для генеративного проектирования; эксплуатационные модели (In Operation Model); цифровой двойник в «Интернете вещей» – DigitalTwin IoТ.
Адам Ворд в своем выступлении большое внимание уделил Airship – инструменту для архитекторов Lidl и Space, который позволяет за несколько минут может выдать тысячи технико-экономических обоснований – непротиворечивых и по всей форме. Airship разработан на Forge для реализации 3D, а также для доступа к API автоматизации проектирования, чтобы можно было автоматически создавать генерацию модели Revit.
Адам Ворд также коснулся популярной темы цифровых двойников, рассказав о решении Twinview – это удобная платформа для «цифрового двойника», которая была разработана для оптимизации эксплуатации объекта.
Собственные цифровые сервисы
Александр Попов, директор по цифровым технологиям Severin Development, рассказал о создании собственных цифровых сервисов для повышения уровня управления и контроля строительства гипермаркетов и логистических центров.
Компания Severin Development начала с того, что стала использовать BIM 360 Docs для согласования документации. При этом Александр Попов посетовал на медленное развитие цифровых технологий в строительной отрасли: «На стройке в России до сих пор зачастую используются PDF-чертежи, и документация принимается в PDF-формате».
Затем, с помощью платформы Autodesk Forge было реализовано подписание документов электронно-цифровой подписью, постановка штампов и производство QR-кодов.
Потребовался визуальный контроль событий на площадке – это было осуществлено с помощью инструмента «ФОТО360» с подневным/понедельным сравнением объектов.
Далее речь пошла об инструменте для подсчета объемов, для выгрузки предписаний на русском языке и на бланке организаций, о встраивании приложения в смартфоны и т.д.
Александр Попов отметил, что Autodesk Forge позволил решить следующие задачи:
- просматривать BIM-модели через браузер и со смартфона.
- забирать информацию из элементов BIM-модели.
- вносить информацию в элементы BIM-модели.
- редактировать/обрабатывать информационные модели на сервере.
- связывать элементы модели со сторонней информацией.
- получать информацию о структуре папок и файлов BIM 360, скачивать, загружать.
- использовать авторизацию и доступы BIM 360.
- получать Issues из BIM 360 Docs.
- отображать изменения в моделях.
- проводить проверку на коллизии между моделями.
- работать с фотограмметрией и облаками точек.
- оповещения о событиях в BIM 360 Docs.