«Умные счетчики» для российских регионов

В одном из регионов России компания «МегаФон» планирует запустить пилотную зону, на территории которой будет применено решение «Умный счетчик», работающее на основе стандарта NB-IoT. Об этом стало известно на пресс-конференции, посвященной тестированию комплексного решения. В его создании и продвижении помимо оператора участвуют еще две компании: Huawei как поставщик оборудования и «Большая Тройка» разработчик платформы для сбора и анализа передаваемых данных. На основе предлагаемой платформы можно будет с мобильного телефона контролировать свои расходы, оплачивать услуги, а также анализировать динамику потребления.

Оператор развернул сеть на базе оборудования китайской компании, а разработчик платформы предложил устройство для сбора и передачи данных по сети на сервер. Ресурсные, сервисные и управляющие в сфере ЖКХ предприятия могут воспользоваться интернет-интерфейсом для доступа и анализа данных со всевозможных приборов учета.

По словам представителей «МегаФона» и его партнеров – компаний Huawei и «Большая Тройка», предлагаемое решение даст возможность предприятиям жилищно-коммунального комплекса оперативно получать информацию о потребляемых ресурсах и их оплате. Разработчики решения утверждают, что жителям, в домах которых появятся «умные счетчики», не нужно будет снимать показания вручную и передавать в бухгалтерию для расчета суммы оплаты за электроэнергию, воду и газ. Более того, они смогут следить за расходом ресурсов с помощью приложения, чтобы анализировать динамику потребления за тот или иной период.

Одно из преимуществ решения состоит в том, что оно функционирует в стандарте NB-IoT. Как ожидается, уже в текущем году партнеры по проекту «МегаФон» и Huawei намерены ввести этот стандарт в коммерческую эксплуатацию. Срок службы подключенных устройств без замены аккумулятора может составлять годы, утверждают представители компаний, диапазон сети обеспечивает бесперебойную передачу данных, причем даже в помещениях, где прием сигнала мобильной связи вызывает затруднения. Низкая стоимость радиомодуля, входящего в состав решения, – дополнительное отличие от альтернативных предложений на рынке. Благодаря совокупности перечисленных преимуществ решение будет востребовано на рынке.

Утверждается также, что до вывода «умного счетчика» на рынок компании продумали вопросы, связанные с переходом на интеллектуальную систему измерений – от производства счетчиков до установки платформы для сбора и анализа показаний через «одно окно».

Натальи Талдыкиной, директора по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона»

На пресс-конференции особо подчеркивалось, что «МегаФон» первым в России предложил решение для ЖКХ на основе сети стандарта NB-IoT. По словам Натальи Талдыкиной, директора по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона», запуск в коммерческую эксплуатацию этого решения откроет новую страницу IoT в России, ускорит цифровизацию и модернизацию отрасли ЖКХ. В числе аргументов называются снижение стоимости, сроков установки и обслуживания «умных счетчиков», высокий уровень безопасности передачи данных и удобные аналитические отчеты. Составной частью анонсируемого решения в компании считают также наличие единого центра управления сетью. Менеджер попыталась приоткрыть планы внедрения решения. В течение месяца появится одна пилотная зона применения «умных счетчиков», затем еще несколько таких зон. До конца 2017 г. продукт планируется ввести в коммерческую эксплуатацию, но точную дату в компании назвать затруднились.

Сославшись на исследование iKS-Consulting, Наталья Талдыкина отметила, что цифровизация коммунальной инфраструктуры жилого сектора (имеется в виду оборудование домохозяйств цифровыми приборами учета) только начинается. В частности, уровень оснащенности даже механическими приборами учета потребления воды не превышает 70%, поэтому компания видит большой потенциал развития в этой сфере. Сегодня в мире наблюдается тенденция замены механических приборов учета интеллектуальными, параллельно внедряются технологии «умных измерений».

Руководитель по внедрению и развитию M2M/Iot решений корпоративного бизнеса компании «МегаФона» Павел Иванченко

Руководитель по внедрению и развитию M2M/Iot решений корпоративного бизнеса компании «МегаФона» Павел Иванченко заявил, что технология NB-IoT идеально подходит для такого класса решений, а решение предлагается в формате под ключ. Корпоративному клиенту компания поставит систему счетчиков и систему сбора и передачи данных. Что касается стоимости решения, то оно будет не намного дороже альтернативных, предлагаемых сегодня, но, конечно, при условии массовых поставок.

Компания Huawei активно продвигает технологию NB-IoT в разных странах мира, поскольку высоко оценивает потенциал ее использования именно в сфере ЖКХ. «Вендор работает над сертификацией стандарта NB-IoT и развитием соответствующей экосистемы, – рассказал директор по продажам и маркетингу IoT-решений Huawei в России Марат Нуриев. – В разных странах компания открыла 15 лабораторий, которые содействуют быстрому выводу решений на локальные рынки».

енеральный директор ГК «Большая Тройка», заместитель руководителя экспертного совета по энергоэффективности при Министерстве строительства и ЖКХ РФ Артем Седов

«В состав решения входит модем, который позволяет подключить любой прибор учета, – сообщил генеральный директор ГК «Большая Тройка», заместитель руководителя экспертного совета по энергоэффективности при Министерстве строительства и ЖКХ РФ Артем Седов. – Данные передаются в существующую инфраструктуру оператора. Заинтересованными в этом решении сторонами являются гражданин, управляющая компания и ресурсоснабжающая организация. Главное преимущество применения «умных счетчиков» в том, что потребители смогут не переплачивать за своих не совсем честных соседей».

Глава «Большой Тройки» напомнил, что с января 2017 г. вступил в силу закон № 176-ФЗ, которым запрещается перераспределять так называемые общедомовые нужды (разницу, которая возникает между общим потреблением ресурсов в здании и соответственно в квартирах). В настоящее время существует долг перед ресурсоснабжающими организациями в сфере ЖКХ (по некоторым оценкам, в 1 трлн руб.). Созданная платформа через личные кабинеты позволит видеть реальное положение дел с потреблением ресурсов, прозрачностью начислений платежей и оплатой услуг.

То, что спрос на «умные счетчики» на рынке существует, призвано было продемонстрировать присутствие на пресс-конференции по случаю тестового запуска решения в стандарте NB-IoT не только журналистов, но и представителей упомянутых заинтересованных сторон, например, управляющей и ресурсоснабжающей организаций, а также мэра города Иннополиса – спутника Казани. Воспользовавшись микрофоном во время сессии вопросов и ответов, он заявил о готовности предоставить площадку для пилотного внедрения решения, а попутно сообщил о желании городской администрации сделать Иннополис первым российским городом, в котором исключительно «умные счетчики» будут собирать данные о расходе воды, газа, электроэнергии.

Тестирование решения было обставлено как выдающееся событие и большой шаг в развитии Интернета вещей в сфере ЖКХ. Чтобы убедиться в том, что это действительно так, придется подождать. Не зная о результатах даже пилотного проекта, реализация которого еще только предстоит, делать выводы о преимуществах приборов, платформы и решения в целом преждевременно.

www.connect-wit.ru

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку