По данным Сбера, в 2024 году злоумышленники украли у россиян четверть триллиона рублей. Однако принятые ранее по борьбе с мошенниками меры положительно влияют на снижение ключевых показателей телефонного мошенничества.
Уровень воровства
В Сбере оценили уровень воровства телефонными мошенниками финансовых средств у граждан России на уровне 250 млрд рублей в 2024 году, сообщил зампред правления «Сбера» Станислав Кузнецов на форуме по кибербезопасности SOC Forum. Объем украденных средств, по данным представителя банка, растет.
При этом Кузнецов заявил о снижении звонков мошенников, в среднем до 6 млн вызовов в сутки. Снижение – следствие принятых ранее мер по борьбе со злоумышленниками. Из-за этого они вынуждены реализовывать более продуманные, а следовательно, более опасные атаки.
Системные меры
Мошенничество в России реализуется стихийно. По словам члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина, «но за последнее время государство приняло ряд серьезных мер по борьбе со злоумышленниками. Во-первых, были внесены поправки, которые наконец установили ответственность банков за допущение хищений. Теперь, при отсутствии предупреждения пользователя о возможном мошенничестве, банк будет обязан вернуть украденные средства. Во-вторых, была запущена платформа «Антифрод», которая обеспечивает блокировку звонков мошенников с подменных номеров. Также в России почти полностью удалось решить проблему серых SIM-карт, в том числе за счет ужесточения отраслевого законодательства».
Снижение количества ежедневных звонков мошенников до 6 млн в день свидетельствует о том, что принятые меры оказались эффективными. «Ранее ежедневно звонили около 20 млн раз, поэтому снижение до 6 млн – отличный результат. Однако полноценное результаты работы новых методов борьбы со злоумышленниками будут понятны в течение полутора-двух лет, когда все участники взаимодействия начнут исполнять новые требования», – отметил эксперт.
Схемы обмана усложняются
Методы борьбы со злоумышленниками постоянно актуализируются. Проблема, над которой стоит сосредоточиться – усложнение атак.
По словам парламентария, «телефонные мошенники вынуждены прибегать к реализации более сложных схем обмана. Например, сейчас психологическое давление на жертву может осуществляться в течение нескольких дней, при этом разными людьми, используются схемы обмана с заемными средствами. Все это позволяет увеличивать суммы хищения денежных средств. Крайне важно, чтобы просветительские проекты в сфере цифровой грамотности реагировали на все тренды мошенников. Своевременное уведомление граждан о новых сценариях как никогда важно».