«Удобство управления СХД – один из ключевых показателей»

Чуть больше года назад московский макрорегиональный филиал «Ростелекома» обеспечил миграцию данных с арендованных площадок в столичный ЦОД. Модернизация инфраструктуры предусматривала внедрение современной системы хранения данных. О том, почему предпочтение было отдано решению IBM, и о деталях «ИТ-путешествия данных» нам рассказал Олег Тетерев, начальник отдела системного администрирования макрорегионального филиала «Центр» компании «Ростелеком»

В связи с чем возникла необходимость модернизации ИТ-ландшафта филиала компании?

– Несколько лет назад в состав «Ростелекома» вошел ряд компаний, например «Национальные кабельные сети» (НКС). На этапе интеграции инфраструктуры необходимо было консолидировать информационные ресурсы, обеспечив надежную эксплуатацию биллинговой, CRM-систем, а также разнообразной периферии – платежных шлюзов, инструментов SMS-оповещения и т. д.

Дата-центр компании НКС находился в Санкт-Петербурге на арендованной площадке. ИТ-ландшафт был построен на продуктах и решениях SAP. Руководством макрорегионального филиала «Ростелекома» было принято решение о переносе в столицу оборудования и миграции данных. Перед нашей командой была поставлена задача модернизации ИТ-инфраструктуры.

В ходе реализации проекта мы преследовали несколько целей: обеспечить бизнес мощностями для внедрения инновационных решений и расширения перечня услуг, а также снизить эксплуатационные расходы, в частности на поддержание инфраструктуры.

Какие требования на стадии проработки проекта предъявлялись к системе хранения данных?

– При выборе системы хранения данных бизнес принимает во внимание прежде всего производительность, оптимальную цену решения и стоимость владения СХД. Оператору нужна высокопроизводительная система, которая в условиях гетерогенной среды обеспечит возможность плавного моделирования и предоставления сервисов. Кроме того, бизнес не заинтересован в приобретении проприетарных решений и систем, при эксплуатации которых, например, требуется участие инженера службы поддержки вендора, поскольку это увеличивает стоимость техподдержки.

Особенно требовательно оператор подходит к анализу стоимости владения инфраструктурой: расходов на техподдержку, эксплуатацию, покупку компонентов и т. д. Но для меня как руководителя службы эксплуатации ИТ-инфраструктуры не менее важен и такой критерий, как удобство управления системой хранения данных.

Эксплуатация сложного оборудования предполагает привлечение к его обслуживанию специалистов высокой квалификации, услуги которых обходятся недешево. Поэтому в идеале система должна быть достаточно универсальной с точки зрения ее администрирования и обслуживания. Роль человеческого фактора должна быть сведена к разумному минимуму. Удобство управления инфраструктурой обеспечивается при условии, что система не предъявляет эксклюзивных требований к сотрудникам.

Каковы были ожидаемые параметры подсистемы хранения данных в рамках проекта модернизации?

– Для нас важно было построить гибкую инфраструктуру, позволяющую устанавливать оборудование в гетерогенную среду, на основе которой предоставляются сервисы. У ИТ-ландшафта компании своя специфика, и при разработке проекта приходилось учитывать ряд требований. Так, CRM-система должна иметь доступ к быстрым данным, при этом нам нужна была система резервного копирования и хранения. Необходимо было также организовать тестовые зоны. Причем изначально мы рассматривали единое решение. Приобретать отдельную систему для каждого направления невыгодно. Поэтому предварительно мы ранжировали системы на быстрые, средние, медленные, а затем сформулировали для вендоров требования, которым должно отвечать решение.

Какие аргументы стали решающими в пользу выбора решения IBM Storewize V7000?

– Таких аргументов было несколько. Во-первых, оптимальная стоимость в классе СХД среднего уровня, обеспечивающих высокую эффективность хранения данных. Во-вторых, это решение уже хорошо зарекомендовало себя на рынке. В-третьих, в предложении IBM были учтены все наши требования: ранжирование данных, подключение SSD-массива через Storewize, единая точка входа в систему, средства виртуализации, обеспечивающие технологически незаметную для пользователей миграцию данных без остановки работы, возможность организации резервной площадки.

Как была организована работа над проектом?

– Несмотря на то что это был не первый подобный проект в нашей практике, работа над ним имела свои особенности. Перенос инфраструктуры осуществлялся в сжатые сроки. По требованию бизнеса предельно допустимое время простоя не должно было превышать 12 часов, а период стабилизации системы – один месяц. Реализацию проекта начали с того, что при составлении технического решения определили этапы, оценили возможные риски и наметили сроки выполнения работ.

Основные этапы проекта – монтаж и размещение оборудования, инсталляция, перенос тестового ландшафта, выполнение замеров по операциям, составление продуктивного плана, тестирование и собственно миграция. Время миграции данных рассчитывали с учетом возможной работы над ошибками. При этом выполнение всех операций старались организовать так, чтобы максимально снизить риски.

Кто выступал в роли исполнителя проекта?

– Над проектом работали три команды: администраторы из департамента эксплуатации инфраструктуры нашего филиала, специалисты компании-интегратора, отвечающего за техподдержку решений SAP, и группа инженеров из компании IBM – поставщика решения. Со стороны «Ростелекома» были назначены руководитель проекта и ответственные за каждый участок работы.

Стоит отметить, что для реализации проекта мы выбрали не только СХД, но и серверы этого вендора. Пользуясь случаем, хочу отметить проектную работу команды IBM. Вендор предложил комплексное решение, адаптированное к потребностям нашей компании, и при этом вписался в бюджет. Кроме того, IBM взяла на себя работы по инсталляции, тестированию оборудования, миграции данных и инженерному сопровождению. В результате мы выиграли время, а специалисты IBM, обеспечившие поставку решения фактически под ключ, подтвердили высокий уровень квалификации.

Как проходила миграция SAP, удалось ли свести к минимуму время простоя рабочих модулей системы?

– Проект занял полгода, в установленные бизнесом сроки мы уложились. Один из выводов по окончании работ состоял том, что при реализации подобных проектов надо определять так называемую точку невозврата, т. е. момент, когда, несмотря на промежуточные показатели работы системы, команда внедренцев продолжает двигаться вперед согласно плану либо принимает решение об откате назад, чтобы затем предпринять следующую попытку.

Критерии, по которым определяется данная точка, у каждой компании свои. В нашем случае таковых было два: запуск примерно 70% всех бизнес-процессов и обеспечение взаимодействия с абонентами, что предусматривало стабильную работу «Личного кабинета» и контакт-центра. Как только мы обеспечили этот функционал, стало понятно, что точка невозврата пройдена.

Возникали ли непредвиденные ситуации в ходе миграции?

– Как и в любой работе, связанной с переносом инфраструктуры и миграции данных, были, конечно, и неожиданности, в частности, при запуске технологических процессов. Выяснилось, например, что при переходе на более мощное оборудование базы данных, а также ОС требуется дополнительно настраивать. Мы же были уверены, что расширение возможностей системы, условно говоря в десять раз (я имею в виду и количество процессоров, и объем памяти), автоматически гарантирует стабильное функционирование баз данных. Оказалось не так. Пришлось приложить дополнительные усилия, чтобы справиться с ситуацией.

Ощутил ли бизнес результаты ИТ-модернизации? Какие новые услуги удалось запустить для клиентов?

– Недавно «Ростелеком» вышел на второе место в столице по количеству пользователей услуг ШПД. Модернизация ИТ-ландшафта позволила бизнесу привлечь новых клиентов, запустить услуги IP-телефонии и IP TV для частных пользователей в Москве, программу лояльности для абонентов и целый ряд маркетинговых акций, расширить линейку тарифных планов. Количество услуг и вариантов сервисного обслуживания постоянно увеличивается – в среднем ежемесячно внедряется два релиза. Кроме того, оптимизирована стоимость владения инфраструктурой.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку