Учимся задавать главный вопрос при внедрении BI-системы
Разговоры вокруг систем бизнес-аналитики привели к тому, что про Big Data и Business Intelligence слышали даже те, кто довольно далек от ИТ. Разработчики систем бизнес-аналитики рисуют заказчикам красивые картинки: дескать, даже у самых простых бизнесов буквально под ногами валяются данные. Достаточно организовать их правильным образом, чтобы получить ценный актив, который поможет увеличить выручку, снизить издержки и поспособствует росту бизнеса в целом. Маркетинговые сообщения падают в благодатную почву. Но спустя время оказывается, что BI-истории «не взлетают». В лучшем случае дорогостоящие системы не используются, а в худшем – признаются напрасной тратой денег. В результате клиенты чувствуют себя обманутыми, а вендоры наталкиваются на скептическое отношение к своим продуктам и расходуют большие усилия и ресурсы, чтобы переломить ситуацию. Проанализируем, почему так происходит и как быть, чтобы избежать подобного сценария.
Сложности на этапе внедрения
Мне приходится много общаться с представителями компаний в разных секторах экономики. Есть кейсы, когда внедрения систем бизнес-аналитики растягивались на три-четыре итерации, занимали пару лет и стоили несколько миллионов долларов только потому, что был неверно определен заказчик системы. Коварство ошибки в том, что ее невероятно сложно диагностировать на начальном этапе внедрения, когда деньги еще не потрачены.
Сначала все гладко: инициатива внедрения действительно исходит от первых лиц компании. По идее, это самые «правильные» люди, от которых ждешь «правильных» вопросов в контексте использования BI. Проблемы начинаются с момента, когда внедрение делегируется менеджерам на уровень (а то и на два) ниже. Например, если внедрение поручается ИТ-директору и не подкреплено достаточным бюджетом, у CIO отношение к BI-проекту сразу становится резко негативным. В его глазах новая система – обуза для его департамента, под которую нет денег и нет людей, но есть продавцы и маркетологи, которые и в обычной-то жизни не самые простые внутренние клиенты.
Не лучше, когда задача внедрения BI-системы делегируется руководителям департамента маркетинга или продаж. Представьте, как для них это выглядит: внедрить систему, которая в автоматическом режиме формирует всю отчетность по продажам и расходам на маркетинг и через их головы передает эти цифры владельцам бизнеса или топам компании напрямую. Никакой возможности «допилить» отчеты так, чтобы в них содержались нужные цифры. С точки зрения маркетологов и продавцов, это вредная система, которую не нужно внедрять.
Избежать саботажа при внедрении можно только одним способом – отыскать в компании людей, которые для решения бизнес-задач так или иначе используют аналитику. Их можно найти в отделах логистики, закупок, маркетинга. Такие специалисты чаще соприкасаются с анализом, потому что у них есть понятные бизнес-задачи, обусловленные ключевыми показателями эффективности, – искать способы «резать косты», отказываться от того, без чего можно обойтись, получать больше за меньшие деньги, предсказывать финансовую эффективность тех или иных действий и т. д. Для таких людей ценность правильно организованных данных и правильной их интерпретации не вызывает сомнений. Если у вас есть задача быстро стартовать с внедрением BI-системы и так же быстро получить результаты, я рекомендую рассмотреть возможность сформировать из таких специалистов команду волонтеров. Они будут рады стать вдохновителями и возглавить маленькую революцию, им будет интересно научить компанию мыслить в стиле BI. А тот факт, что их знания и подходы принесут пользу общему делу, мотивирует их лучше любого материального поощрения.
Перед тем как принять решение об установке BI-систем, я задаю клиентам простой вопрос: «Вам эта система для того, чтобы что?» Если ответа нет, значит, BI-система конкретной компании на данном этапе ее развития просто не нужна. Если ответ есть и он предельно конкретный, тогда можно начинать с выбора ПО. Ответы на дополнительные наводящие вопросы мало различаются от компании к компании, от отрасли к отрасли. Всем хочется знать свои точки роста; видеть области, где теряются деньги и нерационально используются ресурсы; понимать, где следует усилить контроль; уметь выставлять нормальные, а не с потолка взятые планы; обладать возможностью видеть результаты работы всей компании в режиме реального времени. Этим, кстати, я могу объяснить популярность проектов «iPad для топа», которые часто реализуются на платформе систем бизнес-анализа.
BI-систем на рынке огромное количество. Их разрабатывают разные вендоры, стоят они разных денег и, бывает, выбираются из соображений престижа: «У конкурентов есть, а почему у нас до сих пор нет?!» Но в парадигме ответа на вопрос «Для того чтобы что?» название системы, страна происхождения и стоимость внедрения не имеют значения. Понимание этого развязывает руки и экономит деньги. В крупных компаниях, которые выбирают систему на долгие годы, имеет смысл рассмотреть два тестовых внедрения: использовать в разных департаментах разные системы для решения одинаковых задач, выбрать в итоге ту, которая лучше решает конкретные задачи и с которой просто удобнее жить и работать.
Новые системы бизнес-анализа
Из новых BI-систем имеет смысл отметить такие разработки, как AlphaBI, «Полиматика», Tableau Software. Что касается последней, то Tableau – это не новая система; на мировом рынке она известна с начала 2000-х годов, хотя в России появилась не так давно.
AlphaBI и «Полиматика» – это российские разработки. В контексте последних событий, связанных с поиском у нас достойных альтернатив продуктам иностранной разработки, российское происхождение и есть их основное преимущество. AlphaBI только-только выходит на внутренний рынок. Учитывая, что ее разработчик – компания «Барс Групп» – фокусируется в том числе на решениях для госсектора на федеральном и региональном уровнях, мы ожидаем, что эта система получит распространение в рамках проектов, связанных с ЖКХ, муниципальным управлением и т. п. Публичной информации о внедрениях AlphaBI у нас пока нет. Мы можем лишь предположить, что в дальнейшем решения с участием AlphaBI будут реализованы в госсекторе.
«Полиматика» позиционирует свой продукт как суперпроизводительное решение. В материалах об этой системе сказано, что в ней реализованы технология вычислений в оперативной памяти (OLAP in-memory) и GPU-ускорение, т. е. для достижения максимального быстродействия можно нагружать графические процессоры. Высокая скорость обработки данных окажется весьма кстати на действительно больших массивах информации. В демонстрационном видео на официальном сайте вендора приведен пример с госзакупками.
Как мы считаем, «Полиматика» будет востребована в вертикалях, где нужна высокая производительность и где при этом для использования разработанных за рубежом решений есть препятствия. Кроме того, в отличие от мощных BI-решений от Oracle и IBM, которые требуют проприетарных систем хранения и проприетарных систем управления базами данных, «Полиматика» работает с распространенными СУБД, а также с другими источниками данных, в том числе NoSQL. Это очевидное преимущество – оно снижает стоимость владения такой системой.
Tableau Software делает акцент на визуализации и на удобстве для обычного пользователя, который занимается BI и при этом не обладает мощным бэкграундом в области бизнес-аналитики. Кстати, судя по имеющейся у нас информации, решение Tableau Software рассматривается в настоящее время к внедрению в одном крупном банке (из Топ-10 российской банковской системы).
Импортозамещение в секторе BI-систем
Продукты российской разработки вполне успешно конкурируют с аналогами от западных вендоров, поскольку они обладают широкими возможностями кастомизации. Это очень важное качество в сегменте BI-систем в принципе, потому что каждая система бизнес-аналитики при своем внедрении должна учитывать массу нюансов бизнес-процессов конкретных заказчиков. В этом смысле российские решения вполне конкурентоспособны в рамках проектов для компаний разных масштабов, разных вертикалей (ритейл, банки, промышленность) и разных рыночных сегментов.
Что же касается вопроса о готовности со стороны российских заказчиков рассматривать возможности тестирования и внедрения отечественных разработок, то мы полагаем, что наши компании вполне готовы. На самом деле вопрос о стране происхождения системы бизнес-аналитики задают все реже: он стремительно теряет актуальность, и через год-два и интеграторам, и заказчикам будет абсолютно все равно, где именно была разработана BI-система – в России или за ее пределами.
Такие системы – это инструмент для решения конкретных задач. Так ли важно, кто этот инструмент разработал? Абсолютно не важно! Гораздо важнее, как клиент использует BI-систему, насколько хорошо он умеет интерпретировать полученные выводы и встраивать их в операционный контур компании. Это знание, этот навык никоим образом не зависит от страны происхождения системы бизнес-аналитики.
Тенденции на российском рынке бизнес-аналитики
Российский рынок таких систем в развитии на несколько лет отстает от европейского и американского, где BI-системы уже прошли вторую и третью итерации. Подавляющее большинство российских компаний пока находятся на нулевой стадии – им еще только предстоит ответить на главный вопрос при внедрении BI: «Вам эта система для того, чтобы что?» Из-за рубежа «импортируются» успешные кейсы, очень популярной стала тема «Не нужно учиться на программиста – учитесь на бизнес-аналитика!»
Российские заказчики, разумеется, не могут не видеть того, что происходит вокруг BI, и хотят, чтобы у них все было в соответствии с лучшими мировыми практиками. Однако же перескочить через ступеньку в развитии корпоративных BI-систем в России получается у очень немногих компаний. Поэтому на российском рынке не так много успешных кейсов.
В настоящее время BI-системы в подавляющем большинстве российских компаний в меньшей степени помогают принимать управленческие решения, а в большей степени являются инструментом составления отчетности.