В социальных сетях до сих пор распространяется сообщение следующего содержания: «Сейчас на Федеральном портале проектов НПА идет общественное обсуждение проекта о двухгодичном эксперименте по внедрению технологий электронного обучения и дистанционного обучения с 2020-2022 гг. То есть нам дано право проголосовать (правда не все об этом знают)… Если мы промолчим, проект уйдет в Госдуму, там одобрят точно, поскольку инициатива их. Потратьте 10 минут, зарегистрируйтесь на портале, проголосуйте против, если есть, что написать, можно оставить комментарий».
Правда ссылка под сообщением ведёт на следующий документ [1]. Строго говоря это не законопроект, но проект постановления Правительства РФ о проведении пилотного этапа внедрения дистанционного образования в школах пилотных регионов в период с 2020 по 2022 годы. Государственная дума к этому проекту никакого отношения не имела и иметь не будет — он подписывается на уровне премьер-министра. Если посмотреть его сопроводительные документы, то окажется, что он является очередным этапом реализации программы «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование», а разработан он вообще достаточно давно еще прошлым премьер-министром. Документ был выставлен на общественное обсуждение в мае 2020 года, однако до сих пор находится в этом состоянии. Скорее всего, он так и останется не подписанным, поскольку ситуация с дистанционным образованием сильно изменилась.
Предполагалось, что эксперимент начнется уже 1 сентября 2020 года с постепенного внедрения в школах пилотных регионов платформы для создания цифровой образовательной среды (ЦОС), на базе которой должны быть разработаны цифровые образовательные сервисы. Цель этой деятельности установлена следующим образом: «обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогическим работникам доступа к платформе ЦОС, формирования в образовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах РФ универсальных способов организации цифрового образовательного пространства с использованием контента и образовательных сервисов, соответствующих требованиям, установленным Минпросвещением России, а также иные объекты, необходимые для организации деятельности в ЦОС». Понятно, что в результате этой деятельности должен был появиться очередной сайт с набором образовательных сервисов, разработанных российскими компаниями, но не сложилось.
Грянула вторая волна, и ученики старших классов в Москве были переведены на дистанционное образование. При этом в качестве платформы используется проект «Московская электронная школа» (МЭШ) [2], который тесно интегрирован с Microsoft Teams. В первую волну каждая школа использовала свой инструментарий для дистанционного образования — кто Zoom, кто Google Class, кто еще что-то. Теперь же стал только Microsoft Teams, причем непонятно когда и по каким критериям выбранный. И, да — это просто платформа для удаленного взаимодействия между учеником и учителем, которая не содержит ни методических материалов, ни электронных учебников, ни сервисов оценки пройденного материала, в отличии от того же Google Class, где хотя бы можно было организовать прием и оценку домашнего задания. МЭШ — это просто расписание занятий с возможностью простановки оценок, а Micorsoft Teams — просто средство организации ВКС с учителями.
Платформа ЦОС в этом месте очень бы пригодилась как федеральная замена МЭШ, но до ее разработки в соответствии планами национального проекта «Цифровая образовательная среда» еще как минимум года два. Реальность нарушила планы чиновников, и заставила провести эксперимент по внедрению дистанционного образования вне планов, предусмотренных национальной программой. Именно поэтому план [1] до сих пор не утвержден — он устарел еще не быв принят. Но тот, кто призывает голосовать против него по факту поддерживает существующую систему, в которой решения предоставляются иностранными компаниями — Microsoft, Google, Zoom, а не российскими разработчиками.
Что же по поводу удаленной работы думают сами ученики? В нашей школе сами ученики провели опрос своих одноклассников и получили следующие результаты: из 34 опрошенных только один ответил утвердительно на вопрос «Хотел бы он продолжать учиться дистанционно?», но 47,1% ответили «нет», а еще 29,4% ответили — «скорее нет, чем да». Так что сами ученики не особенно хотят учиться дистанционно, а тот один, который ответил «да», скорее всего, учился удаленно на каком-нибудь курорте.
При этом из преимуществ дистанционного образования ученики отмечают, что они могут больше времени тратить на сон (12 ответов), работать в психологически комфортной среде и не тратить время на дорогу (по 9 ответов). Но самыми не популярными ответами оказались «возможность пересмотреть занятия в записи» и «преимуществ дистанционного образования совсем нет», То есть отрицать преимущества современные ученики не могут, но все-равно подавляющее большинство желает учиться очно. Тут, конечно, стоит отметить, что опрос проводился в хорошей школе, в которой используются современные методы обучения, то есть распространять полученные результаты на все средние образовательные заведения страны не получиться.
В исследовании также был отдельный вопрос и про используемые инструменты для дистанционного образования. Наиболее популярным оказался Google Class, который использовался в этой школе в первый период пандемии с марта по май этого года. За него проголосовали 73,5% опрошенных, еще 11,8% проголосовали за Zoom. При этом внедренный сейчас на уровне Москвы Microsoft Teams оказался не очень популярным, что логично. Teams — платформа для корпоративного общения. Чтобы ее можно было использовать в школе, для нее нужно еще разработать набор образовательных сервисов, которые уже существуют в Google Class. Но по-хорошему, чтобы не кормить ни Microsoft, ни Google в России надо бы разработать собственную платформу для дистанционного образования, для чего и был разработан проект платформы ЦОС. Если бы его реализовали до пандемии, то, возможно, и процесс дистанционного образования был бы немного эффективнее.
[1] https://regulation.gov.ru/projects#npa=105396
[2] https://dnevnik.mos.ru/