Едва исполнился год с момента вступления в силу закона о телемедицине, как появились сообщения о том, что «предписанные» им принципы и методики оказания медицинской помощи на практике столкнулись «с осложнениями». Например, в последние дни февраля компания «Мегафон» объявила о закрытии своего телемедицинского приложения на платформе Telemed Help.
На этапе обсуждения законопроекта не обошлось без дебатов между Министерством здравоохранения и интернет-сообществом. Единственной точкой соприкосновения стало мнение, что в телемедицине заинтересованы прежде всего жители регионов, для которых даже консультация фельдшера не всегда доступна. Несколько лет назад профильный министр Вероника Скворцова отмечала, что в нашей стране 83 тыс. небольших поселений, в которых невозможно открыть даже фельдшерско-акушерский пункт из-за нехватки кадров. И это также служило одним из стимулов внедрения телемедицинских технологий, оформления электронных медицинских карт, что становилось возможным благодаря прокладке оптоволокна в небольшие города и поселки.
Как ожидалось, развитие телемедицины даст возможность снизить стоимость платных медицинских услуг, повысит их доступность, поможет рационально расходовать средства фонда обязательного медстрахования. На разработку закона ушло без малого два года. Представленный законопроект, вызвавший большие споры, не разрешал врачам назначать лечение дистанционно, можно было только осуществлять мониторинг, консультации и профилактику, вызвать пациента на очный прием.
Представители интернет-отрасли, в частности Института развития Интернета, Фонда развития интернет-инициатив, ряда компаний, настаивали на принятии альтернативного документа. Минздрав не раз вносил изменения в свой законопроект, однако не готов был приравнять дистанционный прием у врача к очному. Принятый после продолжительных дебатов закон не предусматривает дистанционное назначение лечения, для этого нужно посетить врача. Получение электронного рецепта на медпрепараты, как и документов о состоянии здоровья пациента, законодатели отнесли по времени на более поздний срок.
Примерно за год с момента принятия закона на новом для нашей страны рынке медуслуг, оказываемых дистанционно, возникло, по разным оценкам, около десятка тематических сервисов и проектов, программ телемедицинского обслуживания, в рамках которых онлайн-консультации профильных врачей доступны круглосуточно.
Компании, взявшие на себя миссию проводников телемедицины, неохотно раскрывают сведения о количестве онлайн-консультаций, сообщают о том, что рано подводить даже промежуточные итоги или (в лучшем случае) отмечают о повышении интереса к телемедицинским приложениям (в 2,5 раза за год).
Одними из первых в новой для себя нише дистанционных услуг опробовали свои силы частные клиники. Любопытный опрос провел телемедицинский сервис Ondoc среди более сотни представителей частных медучреждений в двух российских столицах, шести федеральных округах и Крыму. Выяснилось, что в прошлом году 72% клиник внедрили телемедицину, но только 67% из них намерены продолжать ее развивать. Основная причина – неурегулированные министерством правовые вопросы.
По данным опроса, в среднем 17% врачей в клинике оказывают медконсультации дистанционно, и это занимает пятую часть их рабочего времени. Эффективность телемедицины для бизнеса, если учитывать прибыль, остается пока невысокой, что эксперты объясняют не только принятием дополнительных подзаконных актов, но и интересом к такому виду услуг – медики рассчитывали на большее. Однако спрос в этой, как и в любой новой сфере, нужно формировать, что требует проведения маркетинговых кампаний с применением различных инструментов. Возможно, это послужило одной из предпосылок к тому, что примерно 5% опрошенных разочаровались в возможностях телемедицины как бизнеса, приносящего прибыль.
Как следует из опроса, в прошлом году медучреждения ежемесячно выполняли в среднем 170 онлайн-консультаций. (Клиники существенно различаются по числу филиалов, постоянных пациентов и доходности, поэтому разброс данных весьма внушительный: от пяти-семи до нескольких сотен консультаций.) Большая часть участвовавших в опросе медучреждений (55%) с помощью телемедицины организовала сопровождение своих пациентов, 45% респондентов оказывают медконсультации.
Наибольшим спросом, по наблюдению опрошенных, пользуется пока онлайн-запись к врачу, а не дистанционные консультации. Представители 44% медучреждений утверждают, что эта тенденция сохранится и в текущем году. Между тем в потенциальном интересе к телемедицине уверен 41% респондентов, к удаленному медицинскому мониторингу за состоянием пациента – 37%, наблюдению с помощью носимых устройств – 24%.
Мнения относительно барьеров для развития телемедицины разнятся. Представители частных клиник утверждают, что таковых нет, в госмедучреждениях придерживаются иной точки зрения. В частности, регулятором пока не разработан порядок подключения к единой системе идентификации и аутентификации, что является обязательным для компаний, предлагающих платные телемедицинские услуги. При условии госфинансирования для внедрения телемедицины необходимо включить телемедицинские консультации в номенклатуру медуслуг, установив соответствующие тарифы.
Одним из барьеров, сдерживающих развитие телемедицины, в частных клиниках называют невозможность удаленной постановки диагноза. В то же время в медицинских кругах утверждают, что дистанционный осмотр пациента, или так называемый прием через монитор, чреват большим количеством ошибок. Завышенные ожидания от возможностей телемедицины, конечно, заставляют корректировать ход реализации начатых проектов и отношение к ним. Однако доктора – не боги, а живые люди, допускающие, к большому сожалению, немало ошибок, от которых не спасают ни личный прием, ни тщательно выполненные лабораторные исследования в сочетании с повторными консультациями в нескольких медучреждениях.
Что касается регуляторных и технологических аспектов развития нового сегмента оказания медпомощи, то телемедицина, на мой взгляд, переживает трудности адаптации. Участники рынка продолжают искать варианты предоставления услуг, а законодатели и регулятор анализируют практику правоприменения действующих норм. Некоторым утешением для пользователей дистанционны услуг на данном этапе может служить тот факт, что закрытие сервисов не означает сворачивания этого направления.
Тот же «Мегафон», о приложении которого на платформе Telemed Help шла речь в начале заметки, уже анонсировал появление в скором времени нового сервиса собственной разработки с использованием электронной медицинской карты, выходящего за пределы обычной телемедицины. В частности, обещано, что абоненты получат возможность самостоятельно выбирать медуслуги, врачей и медицинские компании, у них появятся дополнительные инструменты, помогающие сохранить здоровье и вести здоровый образ жизни.