Новой ведущей телеканала РБК стала Елена – визуальный персонаж, разработанный командой «Сбера». Пока виртуальному сотруднику доверили роль соведущей. Но лиха беда начало.
Обязанности виртуальной Елены
Виртуальную ведущую по имени Елена разработала команда Visper от SberDevices. В ее должностные обязанности входит ведение программ «Рынки» и «Календарь инвестора» на телеканале РБК. До 26 ноября она будет появляться в эфире, а также в разделе «Видео дня» на главной странице РБК, сообщается в пресс-релизе компании.
Информационная программа «Рынки» на телеканале РБК выходит в эфир каждый час по будням. В вечернее время актуальная информация о главных событиях на мировых фондовых рынках подается в формате большого итогового выпуска.
«Календарь инвестора» – еще одна программа, в соведущие которой пригласили виртуальную Елену, – информирует о важных корпоративных событиях и выходит в эфир по будням.
Как пояснили в подразделении SberDevices, создавшем этот персонаж, аватары можно наделить любым визуальным образом. Это может быть условно реальный человек, мультипликационный герой и т. д. Среди потенциальных сфер их использования в компании называют не только СМИ, интернет-ресурсы, но и другие сферы. Такие персонажи могут помогать с навигацией в любых общественных местах (торговых и медицинских центрах, государственных, финансовых, образовательных, культурных учреждениях).
Стоит отметить, что платформа Visper молодая, но она быстро развивается, а с ней и персонажи. В SberDevices надеются, что виртуальной ведущей доверят новые темы и программы. В РБК заверили, что для телеканала это интересный и важный эксперимент. Подобные технологии развиваются, и через какое-то время можно будет увидеть виртуальных ведущих на многих каналах, прогнозируют в дирекции телеканала.
Автоматизация труда телеведущих
Появление соведущей Елены на РБК – один из фактов в ряду подобных. В частности, в прошлом году еще Mail.ru Group анонсировала бесплатный сервис для создания виртуальных ведущих на основе искусственного интеллекта.
В компании утверждали, что инструмент позволит быстро подготовить сюжеты студийного качества, что может быть интересно СМИ, блогерам и т. д. Платформу с цифровыми ведущими для выпусков новостей разработал один из сервисов холдинга.
Технология создания видеоролика довольно проста: достаточно загрузить текст, который и прочтет цифровой диктор, а также изображение, титры и ссылки. На платформе можно выбрать не только внешность ведущего (из предложенных вариантов), но и студийное оформление. В компании особо подчеркивали реалистичность речи и мимики ведущих, их умение делать стилистические и смысловые акценты.
Синтез речи обеспечивала команда, отвечавшая за голосового помощника «Маруся», модели проектировались на основе системы компьютерного зрения компании Vision. Обучали систему на записях телевыступлений реальных людей, синхронизация речи и видеоизображения дает возможность точно отображать мимику.
Широкая аудитория давно привыкла к виртуальным 3D-моделям, используемым в киноиндустрии, компьютерных играх. Ничего удивительного в том, что технологии способны автоматизировать труд телеведущих, которым регулярно в течение суток приходится воспроизводить примерно одинаковые тексты, комментировать за кадром повторяющиеся сюжеты.
Подготовка новостных сюжетов – тоже своего рода рутина, которую на определенном этапе можно поручить видеоредактору и сэкономить на производстве контента, отказаться от оплаты услуг человека-видеомонтажера. Прагматичный и во многих случаях вполне оправданный подход, значительно ускоряющий подготовку сюжетов. По сути, это оцифровка текста, подготовленного журналистом.
Мечта медиаменеджера
Первое впечатление от виртуального персонажа, выступающего в роли «говорящей головы», можно сформулировать так: непривычно, но вполне комфортно. Да и неожиданности с ним в эфире исключены. Цифровой диктор в смысловых акцентах не запутается, что и требуется для нейтральной, безэмоциональной подачи основной массы новостных сюжетов. В несколько кликов сверстать видео студийного качества и мгновенно выдать в эфир информацию, опередив своих медиаконкурентов, – не это ли мечта любого медиаменеджера?
Проекты по созданию цифровых персонажей реализуют и другие компании, например Samsung. Виртуальные аватары постепенно переросли уровень компьютерной анимации, сегодня они едва отличимы от живых людей. Похоже, скоро визуальные персонажи смогут не только приветствовать нас с телеэкранов и мониторов, но и сопровождать человека в повседневной жизни. Например, выступать виртуальными администраторами, секретарями, встречать на стойках регистрации, указывать направление передвижения по коридорам учреждений, вести дистанционные уроки, принимать экзамены. Будем следить за тем, какие варианты в этом перечне функций появятся в ближайшее время.
Нельзя не отметить еще один аспект, который следует учитывать на фоне проникновения технологий в медиапространство. В последние годы информационные службы телеканалов действуют в строго очерченных рамках подачи новостной повестки, и едва ли что-то изменится, если всех телеведущих заменить цифровыми дикторами. Какую полезную информацию или эмоции несут сегодня ведущие теленовостей? Риторический вопрос. Так что электронная кукла не очень отличается от живых, услугами которых пользуется большинство телеканалов.
Можно возразить, что безэмоционально-нейтральная подача новостей не отвлекает от сути самого сообщения. Но в таком случае подойдет и телетекст. Разговор на эту тему, как и сравнительный анализ подходов к подаче новостей, может иметь продолжение, когда цифровые дикторы станут массовым явлением. Пока же телеканал РБК первым трудоустроил виртуального персонажа в порядке эксперимента.