Цифровые километры

К 2030 году в нашей стране могут появиться цифровые двойники всех российских дорог, которые позволят отслеживать организацию дорожного движения, а также состояние светофоров, знаков, тротуаров и оперативно принимать решения по приведению их в надлежащее состояние. Кроме того, можно будет более эффективно использовать время специалистов, которое ранее они тратили на рутинные, а порой и опасные процессы.

 

Макет улично-дорожной сети

Российские специалисты планируют создать цифровой макет улично-дорожной сети страны к 2030 г. – в общей сложности это 1,5 млн километров дорог. Впоследствии это поможет проводить оперативный мониторинг состояния светофоров, дорожных знаков, ограждений, бордюров, остановок, а также самого дорожного движения в автоматическом режиме.

«Специалисты смогут оперативно реагировать на изменения технического состояния объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, например, отсутствие необходимых дорожных знаков, ненормативный наклон стоек светофорных объектов», – рассказал журналистам генеральный директор компании «Цифровые дороги» Александр Демин. Создавать такие виртуальные копии дорожной инфраструктуры поможет искусственный интеллект.

«Автодискавери» в помощь

На сегодняшний день компания «Цифровые дороги» уже оцифровала 70 городов в 29 регионах страны и 40 тыс. км дорог. Для этого использовалась отечественная разработка – программно-аппаратный комплекс «Автодискавери», который при помощи нейросети и компьютерного зрения может создавать виртуальные копии улично-дорожной сети. Измерять координаты и параметры объектов помогали мобильные лаборатории, которые при помощи машинного зрения, нейросетевого анализа и LiDAR технологий с точностью до 10 см в режиме онлайн определяют и классифицируют все объекты на дороге.

Такие лаборатории могут проезжать по 150 километров в день, при этом работают полностью в автоматическом режиме, без человеческого ресурса. Все данные автоматически заносятся в базу без ручной обработки, поэтому оцифровка стандартного города занимает примерно две недели.

Цифровой двойник – это, в первую очередь, виртуальная копия физичес­кого объекта к которой также прилагается инженерная информация, что позволяет понять и смоделировать общую производительность. Полный аналог физического объекта постоянно обновляется данными из разных источников. Поэтому они намного эффективнее, например, 3D-­моделей, которые статичны.

Комментарий парламентария

«Такие виртуальные копии делают значительно проще всю организацию дорожного движения. Подрядчики, строительные фирмы, операторы дорог и мостов могут использовать их для большей наглядности и понимания всех последствий принимаемых решений. Те же светофоры и знаки, которые зачастую на этапе проекта кажутся вполне уместными, а по итогу сильно осложняют процесс движения и приводят к многочисленным штрафам, при помощи таких копий будут устанавливаться более продуманно. Здорово, что для этого уже используются отечественные разработки. Очень хочется, чтобы конкуренция в этом секторе также росла, позволяя перепроверять те или иные принятые решения – от них ведь зависят и жизни россиян, ежедневно передвигающихся по этим дорогам», – отметил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

Часто причиной большого количества аварий на определенных дорогах становится не состояние дорожного полотна, а неверная организация дорожного движения.

«Получается, что «западня» для водителей закладывается еще на этапе проектирования, а цифровые двойники помогают решить эту проблему. И избежать большого количества неприятностей, а порой и серьезных жертв. Да и в целом такой подход помогает намного эффективнее использовать ресурсы сотрудников, которые могут заниматься развитием дорожной сети, а не тратить силы и время на рутинные процессы, а иногда и пребывание в опасных условиях», – добавил парламентарий.

Интерфейс-помощник «Валера»

Использует искусственный интеллект для трансформации и цифровизации дорожной отрасли и РЖД, где на минувшей неделе представители виртуальный интерфейс-помощник «Валеру». По словам разработчиков, он обладает огромным набором знаний по своей специфике, то есть по железной дороге.

«Его отличие от скучной привычной документации в том, что вы можете его переспросить, если вам что-то непонятно, и вместо зачитывания одного и того же абзаца из документации десять раз он постарается переформулировать это», – рассказали в холдинге.

Внешний вид помощника создавался нейросетью из объемного набора фотографий железнодорожников.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку