Цифровой стандарт соцподдержки. В России создается платформа социального казначейства

На минувшей неделе Президент России Владимир Путин провел совместное заседание Президиума Госсовета и Агентства стратегических инициатив, посвященное социальным вопросам. Основными темами обсуждения стали повышение доступности и качества госуслуг в социальной сфере.

«Нужно решительно убирать бессмысленные требования, необоснованные, забюрокраченные до бесконечности процедуры, абсурдные нормы и правила, избавляться от всего, что изматывает, а подчас, надо сказать откровенно, даже унижает людей», – сказал глава государства.
Новый формат предоставления социальных выплат, как ожидается, обеспечит система социального казначейства. Через нее можно будет получить доступ к разным видам социальной помощи, которые существуют в России: для семей с детьми, безработных, инвалидов, пенсионеров и т. д. Прежде всего, жители страны смогут узнать о том, на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать, получить их онлайн в режиме «одного окна» без посещения инстанций, а в ряде случаев – и без подачи заявления.

 

387 видов социальных выплат

По данным вице-премьера Татьяны Голиковой, «в России насчитывается порядка 387 социальных выплат с 30 тысячами модификаций этих выплат в каждом регионе страны. Минтруд обобщил эту информацию, фактически свел ее на единой платформе Пенсионного фонда. Мы прекрасно понимаем, что под каждую эту социальную выплату и льготы граждане должны собирать необходимые документы. Иногда просто нет сил собирать эти документы, и наши граждане отказываются от того, чтобы получать эти меры соцподдержки».

ПФР в роли оператора

Оператором системы определен Пенсионный фонд России (ПФР). Все необходимые сведения на платформу будут поступать из баз ПФР и Налоговой службы. На портале будет анализироваться информация о доходах семей, получаемых ими социальных выплатах, субсидиях и льготах. Благодаря этому создается возможность расчета критериев нуждаемости для конкретного человека в режиме реального времени.

На этапе создания социального казначейства ведутся работы по модернизации и усовершенствованию существующего инструмента – Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) под управлением ПФР. Задача сервиса – своевременно информировать россиян о том, какие меры господдержки им положены.

Единая государственная система социального обеспечения сейчас доступна только через Интернет. Иными словами, узнать о выплатах при помощи ЕГИССО можно исключительно в онлайн-формате и в том случае, если есть подтвержденная учетная запись на госуслугах. Но далеко не все могут воспользоваться преимуществами ЕГИССО (в частности, граждане старшего поколения, проживающие в отдаленных поселках, и т. д.), а многие не догадываются о существовании такого ресурса.

С учетом этого Федеральный закон «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ был дополнен статьей «Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах». В ней говорится, что гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, разными способами:

– с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);

– с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в случае предоставления персонифицированной информации;

– при личном посещении органов госвласти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки).

Сроки реализации перечисленных способов наведения справок различаются. С конца декабря необходимые сведения доступны через портал госуслуг. С 1 июля 2021 г. информация будет доступна по звонку в Единый контакт-центр, а с 1 января 2022 г. узнать о положенных мерах соцобеспечения можно будет при личном обращении в органы местной власти или социальной защиты.

Равный доступ к социальной поддержке

С появлением платформы социального казначейства, похоже, пересматриваются сложившиеся правила и принципы, на которых осуществляется доступ граждан к государственной и социальной помощи. Долгое время провозглашенные принципы социальной справедливости и поддержки реально нуждающихся носили преимущественно декларативный характер. Воплотить их на практике было затруднительно и едва ли возможно. Перевод процедур в цифровой формат, отказ от сбора, копирования, хранения бумажных документов, значительное сокращение сроков предоставления поддержки и принцип «одного окна» способны изменить ситуацию.

Эффект адресной помощи

Среди основных задач социального казначейства – повышение эффективности адресных выплат и пособий. Те, кто действительно нуждается в материальной господдержке, должны получать больше выплат. Но для этого нужно проанализировать доходы всех членов семьи, только так можно понять реальную картину.

Не менее важно своевременно определить оптимальную сумму пособий для конкретного человека. Например, сейчас сумма выплат семьям, имеющим детей, одинакова для всех получателей, попадающих в одну и ту же категорию. Потенциал социального казначейства позволяет изменять величину пособий в зависимости от факторов, из которых складывается благосостояние семьи: наличие собственного или съемного жилья, кредитов, предметов роскоши и т. д.

Назрела потребность в разработке единой для страны методики определения состава семьи для назначения пособий. В ряде случаев при определении уровня доходов семьи учитываются все родственники, проживающие на одной жилплощади. Поэтому граждане, которые являются нуждающимися, могут быть лишены права на господдержку.

 

Минимум документов

Ожидается, что получить меры соцподдержки станет проще. С помощью социального казначейства можно будет предоставлять минимальный набор документов либо рассчитывать на оформление соцподдержки в беззаявительном порядке. То есть выплаты гражданину назначат сразу же при наступлении обстоятельств, дающих право на пособие.

Предполагается, что портал «Социальное казначейство» будет предоставлять гражданам сведения о том, какие выплаты им положены в той или иной жизненной ситуации.

Человеку не придется обращаться в инстанции, он получит уведомление в личном кабинете портала или на портале госуслуг.

О том, что это возможно, многие смогли убедиться во время пандемии коронавируса. Россияне, особенно семьи с детьми, уже получали пособия онлайн через сайт «Госуслуги» или ПФР на основании одного заявления или минимального пакета документов.

Цифровая платформа социального казначейства дает возможность использовать данные всех (!) государственных информационных систем. Таким образом можно будет проактивно предоставлять соцподдержку, предусмотренную нормативными актами на федеральном уровне. Теперь самое время заглянуть за «горизонт проекта» и предусмотреть возможность распространения сервисов платформы социального казначейства на меры соцподдержки, действующие на региональном и муниципальном уровнях. Поскольку в базе будет храниться информация не только о доходах и льготах россиян, но и о трудовой деятельности каждого человека, социальное казначейство со временем поможет модернизировать и сферу трудовых отношений.

https://www.connect-wit.ru/

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку