В Казани на встрече вице-премьера правительства РФ Дмитрия Чернышенко с ректорами вузов прозвучало предложение ввести в учреждениях высшей школы должность проректора по цифре (цифрового проректора).
В своем выступлении вице-премьер призвал включать в программы вузов пункты по совершенствованию цифрового апгрейда и обучающих модулей, которые помогают студентам овладевать цифровыми навыками.
Высшая школа страны на пороге существенных перемен. Прежде всего, они касаются новых стандартов вузовского образования. На фоне грядущих изменений должность цифрового проректора кажется вполне уместной и перспективной. К тому же, некоторые вузы уже обзавелись своими «цифровиками», не дожидаясь разнарядок сверху.
По словам проректора по цифровизации ДВФУ Николая Заривного, отличие новой должности, например, от ИТ-директора, в том, что она предусматривает оцифровку не только рабочих процессов, но и процедуры обучения. С ним соглашается директор Института прогрессивного образования Анна Маркс, которая предостерегает от того, чтобы проректор по цифре не был «главным по железу». Нужны профессионалы, отвечающие за грамотное и творческое внедрение передовых технологий в образовательный процесс.
Повторная идея
В феврале в СМИ уже обсуждалась идея о введении с нового учебного года в школах и вузах должности ИТ-директора, отвечающего за цифровизацию учебного процесса. С такой инициативой выступала автономная некоммерческая организация «Институт прогрессивного образования».
В том, что школы, средние и высшие учебные заведения нуждаются в специалистах, способных обеспечить цифровизацию учебного процесса, сомневаться не приходится. В случае введения такой единицы в штатное расписание, должность будет востребованной. Другой вопрос – где найти достаточное количество хорошо подготовленных специалистов. Если спустить обязательное требование укомплектовать штат к началу нового учебного года, то вполне может оказаться так, что сотрудники, которые обслуживают компьютерные классы, преподаватели информатики займут новые должности, не имея четкого плана действий.
Минобрнауки против Института прогрессивного образования
В феврале Министерство науки и высшего образования России не поддержало инициативу по введению в вузах должности проректора по цифровизации. При этом университеты могут самостоятельно распределять должностные обязанности между сотрудниками, сообщили в пресс-службе Минобрнауки.
Письмо с соответствующей инициативой АНО «Институт прогрессивного образования» было направлено главам Минпросвещения РФ, Минобрнауки РФ и Минцифры РФ. Уточнялось, что на ИТ-директора должен быть возложен широкий комплекс задач, связанных с цифровизацией образовательного процесса, они помогут выстроить цифровые процессы по управлению образовательной организацией.
В профильном министерстве отметили, что согласно закону об образовании, вузы обладают автономией в осуществлении административной деятельности, к их компетенции также относится прием на работу сотрудников и распределение их должностных обязанностей. «Образовательные организации высшего образования вправе самостоятельно определять цели и задачи, разрабатывать стратегии цифровой трансформации, а также назначать сотрудников, ответственных за цифровую трансформацию», – сообщили в пресс-службе.
Мероприятия по финансовой и методической поддержке цифровизации вузов проводятся в рамках ключевой инициативы «Цифровая образовательная среда» общенационального плана действий. В рамках плана высшими учебными заведениями разрабатываются программы цифрового развития, главным целевым индикатором реализации которых является внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Инициативу реанимировали
На наш взгляд, позиция Министерства науки и высшего образования России является правильной и последовательной. Предложение о введении в российских школах новой должности (завуча или проректора по цифровизации) означает необходимость проведения комплекса предварительных работ, которые сами по себе требуют немалого финансирования.
Как отмечалось в материале на нашем портале https://www.connect-wit.ru/it-direktor-shkole-ne-nuzhen.html, в будущем, если этот вопрос будет тщательно проработан самим Министерством науки и высшего образования России и в Единый квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования будут внесены соответствующие изменения, к идее введения ИТ-директора в школе можно будет вернуться. Но тогда уже это вопрос будет иметь под собой гораздо более прочные основания.
Похоже, инициативу пролоббировали повторно, причем достаточно оперативно, значительно быстрее, чем это можно было предположить.