Цифровой производственный контроль. От производственного контроля до единой платформы промышленной безопасности

Проблемы качества продукции

По данным Международной организации труда, высокий уровень профессиональных рисков приводит к потере 4% экономической продуктивности (а в некоторых странах даже до 10%). Для горнодобывающих предприятий оперативное управление процессами и промышленной безопасностью является не только социальной необходимостью, но также приносит и существенную экономическую выгоду.

Приостановка производства, проблемы качества продукции, огромные расходы на ликвидацию последствий аварий, имущественный вред, недостаток рабочей силы или негативный имидж компаний – все это лишь некоторые факторы, которые заставляют управленцев искать эффективные способы решения существующих проблем.

На вебинаре 14 февраля были раскрыты первостепенно важные темы для операционных руководителей, директоров по развитию производства, дирекции по ОТиПБ, специалистов по управлению и обслуживанию горного транспорта и техники. Был представлен Zyfra Work&Safety Management – новый инструмент для управления производственными процессами, который обеспечивает четкое соблюдение требований охраны труда и промышленной безопасности на объектах предприятия.

 

Оперативное управление производственными процессами

Виталий Струнин, менеджер по продажам Zyfra Work&Safety Management

Основной доклад на мероприятии представил Виталий Струнин, менеджер по продажам Zyfra Work&Safety Management. Он начал свое выступление с указания первостепенных задач оперативного управления производственными процессами:

  • контроль допускных мероприятий;
  • формирование производственного документооборота предприятия в электронной форме;
  • оперативное управление работами и взаимодействие смежных служб;
  • контроль и корректировка;
  • анализ эффективности.

Контроль допускных мероприятий позволяет отслеживать медосмотры, допуски, контролировать квалификацию персонала, а благодаря тесной интеграции с уже имеющимися автоматизированными системами и средствами становится возможным добиться максимальной оперативности.

Формирование производственного документооборота предприятия в электронной форме основано на интеграции с системами долгосрочного планирования, что включает в себя планирование сутки/смена, формирование журналов наряд/заданий, оформление наряд-допусков. Переход с бумажной формы на электронный формат приводит к значительному сокращению времени для оформления документа.

Оперативное управление работами и взаимодействие смежных служб осуществляется на основе информации, доступной в электронном виде в реальном времени (онлайн), чтобы управленец мог понимать состояние дел на промышленном предприятии. В этом случае необходимо использование единой базы данных по выданным наряд-заданиям, наряд-допускам, оборудованию и технике.

Система контроля и корректировки позволяет оперативно, находясь в производственной ситуации, дистанционно скорректировать и согласовать какой-либо документ – сделать его легитимным для выполнения.

Система анализа эффективности позволяет руководству компании видеть в режиме онлайн, что происходит на предприятии, и как взаимодействуют различные службы. Речь идет о настраиваемых отчетах, о возможности оценить производственные показатели с мобильного устройства, о необходимой детализации отчетов, которая настраивается для конкретного пользователя и т.д.

 

Охрана труда и промышленная безопасность

Задачи управления промышленной безопасностью и охраной труда включают в себя пять основных направлений:

  • определение стратегических целей по HSE (Health, Safety & Environment – здоровье, безопасность и окружающая среда);
  • управление планами и мероприятиями;
  • оперативной управление;
  • проведение аудитов и контрольных мероприятий;
  • управление соответствием и анализ эффективности.

HSE – это набор процессов, решений и практик, определяющих потенциальные риски для определенной рабочей среды, разработка передовых методов снижения или устранения этих рисков, а затем обучение сотрудников методологии риск-ориентированного подхода для предотвращения происшествий, быстрого реагирования на травматизм и т.д.

Управление планами и мероприятиями предполагает обучение и аттестацию сотрудников и рабочих мест в электронном виде, планирование средств индивидуальной защиты (СИЗ), контроль проведения предсменных и регулярных медосмотров, планирование экологических мероприятий, контроль за транспортной безопасностью.

Проведение аудитов и контрольных мероприятий подразумевает проведение внутренних плановых проверок в цифровом виде, проверки контролирующих органов, контрольные мероприятия по внутренним предписаниям.

Управление соответствием и анализ эффективности позволяет оценивать количество проведенных аудитов и их качество, осуществлять измерение показателей – сравнение с плановыми ключевыми показателями эффективности (КПЭ), выявлять необходимости пересмотра регламентирующих документов и оценочных метрик.

Стратегической целью внедрения системы оперативного управления работами и промышленной безопасностью является формирование единой цифровой системы взаимодействия служб предприятия. Эта система позволяет предоставить руководству современный и удобный инструмент для управления производственными процессами с гарантированным обеспечением соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности на объектах предприятия; она обеспечивает оперативный мониторинг и контроль всех ключевых показателей.

 

Сложности оперативного управления предприятием

Перейдя к проблематике внедрения систем управления промышленной безопасностью, докладчик указал на следующие типовые вопросы, с которыми зачастую сталкиваются на российских (и не только) предприятиях:

  • слабая координация между смежными службами (проблема №1);
  • реактивный (когда необходим проактивный!) подход к управлению происшествиями приводящий к тому, что критически важная информация оказывается недоступной на момент принятия руководством решения;
  • трудоемкий сбор и обработка данных;
  • ИТ-решения используются ограниченно;
  • критически важная информация недоступна в момент принятия решения;
  • отсутствие инструментов оперативного контроля состояния сотрудников, оборудования и транспорта;
  • нет единой платформы автоматизации – разрозненные ИТ-системы;
  • большое количество внутренних подрядчиков;
  • не все отклонения и происшествия вносятся в систему;
  • планирование носит статичный характер;
  • много разрозненной информации, низкая ценность ее применения.

Как видим, проблем хватает, и, практически, каждой из них достаточно, чтобы серьезно затормозить процесс внедрения оперативного управления предприятием.

 

Система оперативного управления работами и промышленной безопасностью

Виталий Струнин представил детальный анализ различных уровней, подсистем и модулей системы оперативного управления работами и промышленной безопасностью. Он описал оперативное управление работами: выполнение проверок I, II и III-го уровней контроля, управление задачами на устранение предписаний по ПБиОТ, выдачу/изменение нарядов на работу. Докладчик при этом уделил особое внимание использованию текущих систем на предприятии: кадровой системы (СП, цеха\участки, сотрудники, должности); системы позиционирования транспорта (факт присутствия сотрудника на месте обнаружения нарушения); диспетчеризации горных работ; SAP ERP (производство, ТОиР, КС); охране труда (информационные системы); системе обучения (LMS); электронной системе медицинского осмотра (ЭСМО).

Модуль «Производственный контроль» располагает следующей функциональностью: регистрация нарушений (производится работником на месте через мобильное устройство); оперативное управление устранением нарушений; планирование поведенческого аудита безопасности (ПАБ); электронный лист наблюдения.

Модуль «Цифровая нарядная система» позволяет осуществлять управление нарядами на работы и обеспечивать оперативную информационную поддержку. Обеспечивается автоматизация оформления, согласования и утверждения нарядов на все виды работ с применением ЭЦП; отображение всех текущих и плановых работ с динамическими статусами (согласован, на доработке, в работе и др.); управление, контроль, оповещение участников процесса о подготовке и ходе работ по наряду; учет всех работ повышенной опасности, проводимых на территории предприятия; предоставление оперативной информации по РПО, проводимым на территории предприятия.

Информационная поддержка означает наличие быстрого доступа ко всей информации по сотруднику. При изменении сменного задания происходит внесение информации в систему через мобильное приложение, осуществляется оперативное согласование и утверждение измененного сменного задания. Подписание измененного наряда проходит с использованием мобильного приложения (планшета горного мастера) и соблюдением регламента передачи смены и закрытия наряда (кто, кому, в какое время, и в каком состоянии передал вверенное оборудование). Информация в режиме онлайн доступна любому уровню управления: «горный мастер – гендиректор» без передаточных звеньев.

В конечном итоге мы получаем автоматизацию процессов оперативного управления работами и формирование единого цифрового пространства. В традиционной нарядной системе документация ведется только на бумажных носителях: книга нарядов; журнал указаний/предписаний; журнал геологомаркшейдерских указаний; журнал инструктажей; отчетность ведется в файлах MS Word, MS Excel и пр.

Цифровая система управления вносит существенные изменения: электронный документ, сформированный в цифровой нарядной системе, имеет юридическую силу и влечет все предусмотренные для данного документа правовые последствия. Оформление происходит внутри системы, что значительно ускоряет процесс. Цифровая версия исключает ошибки. Система отслеживает производство смежных работ и предупреждает одновременное проведение несовместимых работ.

 

Система позиционирования и видеоаналитика

Как отметил докладчик, системы позиционирования по точности определения координат делятся на три типа: зональное, точное, гибридное. Система позиционирования позволяет решать задачи повышения безопасности и эффективности.

В частности, речь здесь идет о повышении текущего уровня безопасности при проведении открытых горных работ; предотвращении несанкционированного доступа и приближения к закрытым участкам или зонам при ведении горных работ для персонала и мобильного оборудования; о быстрой эвакуации персонала в случае ЧС (знаем кто и где находится).

Система обеспечивает четкий тайм-менеджмент нахождения персонала и мобильного оборудования на рабочих объектах и их передвижений в установленных рабочих областях и зонах; мгновенный поиск персонала и мобильного оборудования; предотвращение и последующий разбор внештатных и конфликтных ситуаций.

Система видеоаналитики позволяет отслеживать перемещения сотрудников предприятия. При этом обеспечивается: идентификация каждого сотрудника или объекта; составление пути перемещения; распознавание различных образов.

Контроль средств защиты означает: наличие различных видов и комбинаций средств индивидуальной защиты; разделение контроля разных наборов на зоны; безлюдный контроль на любом масштабе; сигнализацию об опасности для персонала.

 

Успешный пример внедрения системы

В заключительной части доклада Виталий Струнин привел пример внедрения системы комплексной автоматизации на предприятии АО «АК Алтыналмас» (Казахстан).

«АК Алтыналмас» – это национальная промышленная компания, которая занимается геологической разведкой месторождений золота, драгоценных камней и металлов, их добычей, обработкой, изготовлением ювелирных изделий, проведением экспортно-импортных операций.

Была поставлена следующая задача: комплексная автоматизация систем управления в части производственного планирования, контроля и формирования персонализированных сменных заданий на производственных площадках и обеспечение оптимизации бизнес-процессов:

  • оперативное планирование производства в масштабе месяц/декада/неделя;
  • имитационное моделирования перемещения техники;
  • оптимизация планов по заданным критериям;
  • выдача и согласование производственного наряд-задания;
  • формирование персонализированного наряд-задания;
  • допуск к выполнению работ по наряд-заданию с точки зрения промышленной безопасности и охраны труда;
  • электронный документооборота с применением электронно-цифровой подписи;
  • учет нарушений ПБиОТ;
  • управление единой базой данных по оборудованию и НСИ.

Для решения поставленной задачи на предприятии была внедрена комплексная автоматизированная система управления горными работами, включая оперативное планирование, цифровую нарядную систему и производственный контроль.

Ключевые эффекты от внедрения:

  • сокращение времени ИТР на операционные задачи – до 60%;
  • сокращение нарушений производственной дисциплины – до 40%.

Также были достигнуты:

  • повышение достоверности планирования;
  • изменение культуры безопасности и поведения персонала компании;
  • повышение безопасности ведения горных работ.
Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку