Большинство компаний машиностроительной отрасли России оценивают свою позицию на рынке как устойчивую, верят, что смогут ее сохранить и с умеренным оптимизмом смотрят на темпы цифровизации производств, даже несмотря на имеющиеся в индустрии барьеры для внедрения цифровых решений. Таковы результаты опроса более 100 представителей машиностроения, проведенного в апреле и мае 2024 года ГК «Цифра» и ЦИПР специально для конференции «Цифровая индустрия промышленной России».
Отраслевое настроение
Примерно половина опрошенных в ходе исследования представителей машиностроения придерживаются умеренно оптимистичного прогноза в плане развития цифровизации и цифровых решений в компании.
33% респондентов считают, что их предприятиям удастся сохранить стабильность, а 20% верят, что смогут приблизиться к лидерам мирового рынка за счет развития российских решений и технологий из дружественных стран. Мнение, что машиностроительную индустрию ждет сильное технологическое отставание, разделяют 18% респондентов.
Оценка перспектив цифрового развития машиностроения РФ на ближайшие три года
Исследование выявило корреляцию между достижением запланированных эффектов от цифровизации с опытом компаний. То есть более 70% предприятий, приступивших к цифровой трансформации лишь год назад, не выполняют планы по эффектам от «цифры», тогда как большинство компаний с опытом, приступивших к цифровизации три-шесть лет назад, демонстрируют достижение поставленных целей или получают эффекты выше ожидаемого.
Достижение эффектов от цифровизации в зависимости от опыта цифровой трансформации
Мнение генерального директора
«Результаты опроса машиностроителей в плане достижения эффектов и восприятия будущего цифровизации транслируют оптимизм отрасли, несмотря на то, что чуть более трети респондентов пока опасаются технологического разрыва с Западом. Наблюдается рост достижения эффектов компаниями от цифровой трансформации по мере накопления опыта в реализации ИТ-инициатив. Заметно, что индустрии удалось оправиться от шока макроэкономических изменений
и вернуться к ранее запланированным дорожным картам повышения эффективности производств», — отметил Сергей Емельченков, генеральный директор ГК «Цифра».
Подножки на пути цифровизации
Среди главных факторов, затрудняющих достижение запланированных эффектов от внедрения цифровых решений, представители машиностроительной отрасли назвали недостаточное развитие ИТ-инфраструктуры, рост сложности ИТ-решений, нехватку цифровых инициатив в воронке, недостаток компетенций и бюрократию.
Барьеры для внедрения цифровых решений в машиностроении в 2024 году
По словам Сергея Емельченкова, «неготовность технической базы к цифровизации и ограничения ИТ-инфраструктуры, не позволяющие реализовать цифровые решения, — главные препятствия на пути предприятий к управлению на основе данных. В этом плане есть большое поле для работы отечественных инфраструктурных интеграторов. Также среди значимых вызовов — неготовность бизнес-процессов предприятий к цифровой трансформации и недостаток компетенций. Здесь могут помочь методические рекомендации по внедрению и работе с различными цифровыми инструментами на основе успешного опыта и создание центров компетенций в рамках крупных производств и холдингов, которые возьмут на себя подготовку кадров для инициирования, планирования и реализации цифровых инициатив».
Нехватка кадров с компетенциями для поддержки цифровой трансформации — проблема не только машиностроителей, но и других промышленных индустрий. В частности, она остро стоит в горной отрасли, что показало недавнее исследование среди предприятий ГМК.
Финансовый вопрос
Что касается инвестиций в цифровизацию, то большинство машиностроительных предприятий намерены оставить их объемы на уровне 2023, что связано с желанием сосредоточиться на стабилизации и развитии уже внедренных решений.
Однако более четверти участников опроса заявили об увеличении бюджетов на «цифру» — для масштабирования успешных проектов и выполнения утвержденных дорожных карт по цифровой трансформации.
Технологические надежды
Среди наиболее перспективных новых технологий, на которые предприятия возлагают большие надежды в плане эффектов от цифровизации, были названы цифровые промышленные платформы, роботизированные системы и цифровые советчики на базе искусственного интеллекта.
Несмотря на высокий интерес к ИИ, лишь 3% компаний имеют стратегию по развитию и применению этой технологии в производстве, и менее 6% могут похвастаться успешными кейсами. Остальные респонденты пока находятся на этапе пилотирования решений с ИИ под капотом или не приступали к его апробации, что говорит о том, что и самой технологии, и производству необходимо «дозреть».
Уровень внедрения и использования ИИ в 2024 году