С 21 по 26 августа 2018 г. Министерство обороны Российской Федерации провело Международный военно-технический форум «Армия-2018». В рамках научно-деловой программы форума были проведен ряд открытых мероприятий в формате круглых столов, где обсуждались в том числе и вопросы информационного обеспечения деятельности Вооруженных Сил России.
НЦУО – ключевой элемент
В частности, на круглом столе «Обеспечение информационного взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти при проведении мероприятий в области обороны и безопасности государства» обсуждались регламенты взаимодействия Национального центра управления обороной (НЦУО) с различными федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) для получения сведений, необходимых для оценки защищенности тех или иных территорий РФ. Министерство обороны рассчитывает разработать методы моделирования угрожающих национальной безопасности ситуаций, чтобы обеспечить превентивную защиту российских граждан. НЦУО – ключевой элемент в этом процессе, поскольку является центром для сбора необходимых первичных данных.
Для полноценного моделирования угроз национальной безопасности, по словам Владимира Курочкина, заместителя начальника Главного управления развития информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, необходимо создание четырех базовых моделей: полного цикла жизни человека, вооружений, инфраструктуры и окружающей среды. Моделирование этих компонентов позволяет выявить угрозы и смоделировать возможные варианты их предотвращения. Однако пока подобных системных моделей не разработано – все пользуются иностранным ПО для управления, которое является результатом реализации различных иностранных программ, но не может сформировать общую картину. Задача для НЦУО – в течение ближайшего времени разработать соответствующие модели и приступить к наполнению их информацией.
НЦУО в своей работе необходимо взаимодействие практически со всеми ФОИВ. На круглом столе как раз и обсуждались возможности взаимодействия информационных систем различных ФОИВ с НЦУО в автоматическом режиме. Это важно для оперативного получения сведений, поскольку НЦУО фактически является центром государственного управления в мобилизационной модели: в случае вооруженного конфликта именно на основе данных этого центра будут приниматься оперативные решения.
Однако в вопросе автоматического взаимодействия существуют проблемы, которые связаны с различным кодированием информации в различных ведомствах. В каждом ФОИВ сведения кодируются по-своему, и необходимы инструменты для приведения этих сведений к общему знаменателю, чтобы соответствовать четырем описанным выше моделям. Для решения этой проблемы Ильдар Ахмадишин, руководитель Центра разработки специального программного обеспечения ЗАО «НПК «ВТ и СС», предлагает использовать федеральную ГИС «Единая система нормативной справочной информации» (ЕСНСИ), которая поддерживается Ростелекомом. В названной системе должны храниться все справочники и классификаторы всех ФОИВ, что и позволит правильно трактовать пересылаемые из различных ведомств сведения.
Не менее сложной является проблема преобразования пространственной информации. Для этого можно использовать геоинформационную платформу АО «НПК «ВТиСС», которая создавалась в интересах Министерства обороны. Платформа принимает пространственные данные в формате OGW WFS и может быть интегрирована с самыми разнообразными источниками. Наиболее тесное взаимодействие налажено с РЖД, что позволяет привязывать пространственную информацию в том числе и к железнодорожным станциям. В систему раз в пять минут загружается положение всех тепловозов РЖД.
СРСЦ — важный элемент государственной системы управления
Ситуационный центр Министерства обороны НЦУО с момента его запуска стал важным элементом государственной системы управления. Его место обсуждалось на круглом столе «Научно-методические подходы к развитию информационных систем военного назначения с учетом решений по созданию СРСЦ». Сейчас завершен региональный этап развития системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ), которая предполагается как основа для информационной поддержки решений в области государственного управления. Как пояснил Николай Ильин, заместитель начальника управления информационных систем Спецсвязи ФСО, последним будет введен в строй региональный ситуационный центр Санкт-Петербурга – это событие намечено на декабрь текущего года.
Для окончательного формирования сети СРСЦ, куда будет входить и НЦУО, планируется создать специальный раздел программы «Цифровая экономика». Такое решение было принято 7 августа на заседании Межведомственной комиссии по стратегическому планированию, которое провел секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев. По результатам совещания было отмечено: «учитывая масштабность задач, связанных с увязкой социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, определением оптимального баланса используемых ресурсов, мониторингом и прогнозированием развития ситуации, контролем за ходом выполнения принимаемых решений, отмечена целесообразность их решения путем развития системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия, в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Предполагается, что созданный уже несколько лет назад комплексный план создания и развития СРСЦ будет включен как дополнительное направление в рамках программы «Цифровая экономика» и получит свое финансирование. Предполагается также, что СРСЦ будет основой для государственного управления в мирное время, а НЦУО – в военное.
Однако для эффективного развития СРСЦ недостаточно просто построить ситуационные центры и объединить их единым регламентом взаимодействия. Нужно разработать методику государственного управления с помощью СРСЦ – такую идею высказал на круглом столе Александр Зацаринный, заместитель директора ФИЦ «Информатика и управление» РАН.
Свои идеи по созданию модели управления высказала в рамках круглого стола по НЦУО Елена Ведута, заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ имени М.В. Ломоносова, д. э. н., профессор. Она подчеркнула, что уже достаточно давно разрабатывается теория экономической кибернетики, которая как раз и занимается моделированием экономических процессов при помощи кибернетических методов управления. Она отмечает, что существующая программа «Цифровая экономика» является по своей сути автоматизацией хаоса, поскольку в ней не сформулированы ни цели, которых необходимо достичь, ни задачи, которые необходимо решить. В программе, по ее мнению, нет системного подхода при формировании мероприятий, но прослеживаются лоббистские интересы тех или иных групп влияния.
Кроме того, для эффективного функционирования распределенной СРСЦ необходимо обеспечить подготовку кадров для анализа данных и моделирования развития, а также для совершенствования используемых ИТ-решений. В этих целях можно построить сеть региональных центров компетенции, которые будут поддерживать системные интеграторы и разработчики решений для ситуационных центров для подготовки необходимых кадров и пилотирования внедрения новых технологий в СРСЦ. Сейчас подобные центры компетенции уже создаются в Санкт-Петербурге на базе СПИИРАН.
Российские ИТ
Поскольку государственное и военное управление все сильнее зависит от информационных технологий, то и продукты для моделирования и анализа необходимо иметь собственные. На форуме в рамках круглого стола «Системное программирование и информационная безопасность» обсуждались возможности развития инженерного и системного программного обеспечения российского производства и обеспечение его безопасности при помощи методов безопасной разработки ПО. Хотя в России есть два дистрибутива Linux – AstraLinux и BaseALT – в основном исходные коды этих операционных систем и поставляемых в их составе компонентов разрабатываются в том числе и иностранными разработчиками. Полноценный аудит этого кода не проводится, что может привести к проблемам с безопасностью.
В то же время ФСТЭК подготовила новые документы по сертификации программного обеспечения (приказ № 55), вступивший в силу 1 августа, и по оценке уровня доверия к средствам защиты информации (приказ № 131), который находится на регистрации в Минюсте. В этих документах есть требование безопасной разработки программного обеспечения в соответствии с российским ГОСТ Р 56939. Однако пока редкие разработчики полностью реализовали содержащиеся в нем требования. В качестве примера максимальной реализации была названа только «Лаборатория Касперского».
В то же время есть методология разработки, которая называется «дедуктивная верификация Хоара» и которая обеспечивает гарантированную корректность кода. Однако для реализации данной методологии при использовании функциональных языков программирования (Си, Java и аналогичных) требуется в 20 раз больше работы. Понятно, что это необходимо только для создания наиболее важных элементов информационных систем, в частности при проектировании спецоборудования. В то же время при использовании предикативного программирования дедуктивная верификация усложняет разработку всего в пять раз, т. е. налицо явное сокращение усилий.
В то же время разрабатываемая в России сотрудниками компании DZ Systems ОС «Фантом» использует для исполнения управляемые байт-коды, для формирования которых разработан как раз предикативный язык описания. Сама операционная система является объектной: приложения в ней могут получить доступ только к тем объектам, доступ к которым предоставляет диспетчер ОС. Наиболее важной особенностью «Фантома» является возможность выключения устройства в любое время. При включении устройства загрузки ОС не потребуется – она продолжает работу с точки останова. Для этого операционная система сохраняет состояние своей оперативной памяти на энергонезависимом носителе, где постоянно находится текущий образ ОС вместе со всеми запущенными программами. Объектная организация памяти наиболее точно соответствует объектной системе команд процессора «Эльбрус», на котором «Фантом» может работать наиболее эффективно и с максимальной безопасностью. Таким образом, у российских разработчиков есть возможность создать полный стек безопасных технологий: «Байкал» в качестве процессора, «Фантом» как операционная система, предикативный язык программирования для разработки программного обеспечения и дедуктивная верификация кода в качестве методики безопасной разработки.
Краткие итоги
В рамках форума «Армия-2018» обсуждались ряд других технологий, активно внедряемых в Вооруженных Силах страны — роботы, дистанционно управляемое оборудование, системы управления боевыми действиями и многое другое. На форуме поднимались вопросы импортозамещения, цифровой трансформации оборонной промышленности и использования в ней концепции Индустрии 4.0. Таким образом, информационные технологии уже сейчас сильно интегрированы с Вооруженными Силами.
Подводя предварительные итоги, уже сейчас можно сказать, что форум «Армия-2018» и «Неделя национальной безопасности» вызвали высокий интерес как у профессионального сообщества, так и у обычных посетителей. Впервые количество гостей и участников форума превысило 1 млн человек.
В рамках форума проведено 155 мероприятий научно-деловой программы с участием известных общественных деятелей, военных экспертов, генеральных конструкторов, представителей госзаказчика и ведущих ученых, среди которых были представители 9 иностранных государств.
Общее количество участников деловой программы превысило 11 тыс. человек, из них более 2,5 тыс. — специалисты высшей квалификации.
Одним из ключевых событий форума стало подписание Минобороны России 31 государственного контракта с 20 предприятиями оборонно-промышленного комплекса на общую сумму более 130 млрд рублей.
В результате работы форумов военные эксперты отобрали 337 инновационных разработок и проектов, представляющих интерес для обеспечения обороны и безопасности государства.
Основные показатели форума «Армия-2018» (количество участников, экспонатов, научно-деловых мероприятий, делегаций зарубежных государств, объемы выставочных площадей) в среднем в 1,5 раза превысили показатели выставки 2017 г.
Таким образом, масштабы экспозиций форума свидетельствуют о возросшем авторитете форума «Армия-2018» в ряду мировых выставок военной техники и вооружения.