В первой декаде декабря прошел первый Rostelecom Tech Day (RTD 2023), в рамках которого компания продемонстрировала новые ИТ-платформы и решения для бизнеса. Эксперты «Ростелекома» рассказали о преимуществах технологий и продуктов для заказчиков в различных отраслях. Участники RTD 2023 обсудили ключевые тенденции в ИТ-индустрии по таким направлениям, как искусственный интеллект, облачные сервисы, мобильная экосистема, информационная безопасность, облачные сервисы, большие данные, разработка ПО. Ожидается, что Rostelecom Tech Day станет ежегодным.
Премьера Rostelecom Tech Day
Открывая первый RTD 2023, президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский приветствовал участников премьерного показа, анонсировал конвергенцию технологий, искусства и бизнеса как единого мира и выразил надежду, что мероприятие станет ежегодным. За последние годы «Ростелеком» прошел большой путь трансформации из телеком-оператора в современную цифровую компанию, которая предлагает свои услуги и государству, и бизнесу, и людям. В этом году выручка «Ростелекома» по цифровым направлениям превысила 20% и продолжит расти. В новой стратегии на период до 2030 г. которую компания разрабатывает, эта тенденция усилится.
Несколько лет назад «Ростелеком» выбрал в качестве ключевых несколько направлений: ЦОД и облачные технологии, информационная безопасность, сервисы электронного правительства, цифровые решения для регионов, цифровая медицина. Как показывает практика, не ошиблись – сегодня все эти направления получили дальнейшее развитие.
В рамках мероприятия компания рассказала, как «Ростелеком» изменился внутри, о платформе разработке, о цифровом пути общения с клиентом. Компания отказалась от розницы, ее контакты с пользователями организованы через личный кабинет, чат-бот, web. Большинство работников трудятся в смешанной модели – удаленно-офисной. Для предоставления им такой возможности было решено большое количество задач и проблем, что позволило обеспечить не только удобство, но и безопасность. Таким образом, «Ростелекому» есть что показать и рассказать, резюмировал топ-менеджер.
От телеком-оператора к цифровой компании
За каждым шагом, продуктом, технологией в компании стоят люди, отметил старший вице-президент по ИТ «Ростелекома» Кирилл Меньшов. Проводниками в мир цифровых продуктов выступают ИТ-лидеры, визионеры. В перечне технологий на особом положении искусственный интеллект, который позволяет ускорять ИТ-разработку, оптимизирует процесс моделирования, оказывает влияние на создание цифровых продуктов, а технологии, в свою очередь, на ИИ, который умеет создавать новые образы и объекты.
В компании придерживаются концепции единения технологий, людей, ИИ и искусства – в этом эволюционный этап развития человечества. В соответствии с такой концепцией сотрудники «Ростелекома» отобрали для мероприятия продукты и технологии, подготовили виртуальную галерею цифрового искусства.
Менеджмент «Ростелекома» называет компанию цифровой. Позади две волны цифровой модернизации, начавшейся в 2017 г. На первом этапе «Ростелеком» трансформировался в ИТ-компанию, которая самостоятельно создает цифровые продукты, использует преимущественно собственные разработки. «Классический телеком-оператор, из которого мы выросли, – это компания, которая закупает вендорские решения. ИТ-компания устроена иначе – она продает свои собственные продукты», – пояснил Кирилл Меньшов. На втором этапе произошла трансформация в цифровую компанию. Сформированные в ней цифровые кластеры развиваются самостоятельно. Продолжается процесс поиска и замещения идей в цифровых продуктах для компенсации снижения традиционной выручки.
Благодаря собственным продуктам, которые служат фундаментом дальнейшего развития, выручка компании увеличилась в четыре раза. Это предпочтительный вектор развития, хотя услуги телеком-оператора также будут представлены в ее корпоративном портфеле. Быть цифровой компанией не означает перестать быть телеком-оператором.
«Ростелеком» в числе лидеров отечественной ИТ-индустрии, при этом в компании понимают, что прогресс возможен благодаря общим усилиям. Поэтому, по словам Кирилла Меньшова, «Ростелеком» создает собственные ассоциации и вступает в уже действующие.
В уходящем году компания заключила с Правительством страны 16 контрактов на разработку программ, требующих импортозамещения. В реестр отечественной продукции включено более 200 решений компании, которая намерена наращивать темпы разработки, увеличивать количество проектов. Одним их них является развитие отечественной мобильной операционной системы.
Платформа, среда, экосистема
Ожидаемый анонс на Rostelecom Tech Day – презентация обновления ОС «Аврора» 5.0, с которой выступил генеральный директор «Открытой мобильной платформы» Павел Эйгес. На российском рынке представлено более десяти моделей отечественных смартфонов и планшетов на ОС «Аврора». При обновлении операционной системы в компании сделали ставку на удобство использования мобильного устройства. Спикер назвал это «прорывом мобильной корпоративности». Нововведением стало, в частности, быстрое переключение между операционными задачами, в планшетных версиях ОС «Аврора» переработан интерфейс системы. Анализ пользовательского опыта подтолкнул компанию к тому, чтобы переформатировать механику жестов. Благодаря этому использование системы стало привычным. Компания запатентовала собственный жест выхода в главное меню.
Эстафету выступлений ИТ-лидеров подхватил вице-президент по ИТ-эксплуатации и инфраструктуре «Ростелекома», генеральный директор компании «Базис» Давид Мартиросов. Более 120 государственных и информационных систем используют облачные системы компании «Базис». Только в этом году завершено 44 проекта. В стадии реализации проект по виртуализации рабочих мест для ВТБ (65 тыс. пользователей мигрируют на платформу компании), а также проекты по виртуализации серверов, рабочих мест на десятки тысяч пользователей для «Газпромбанка». Специалисты развивают систему виртуализации не первый год. Эта система – стандарт в государственной единой облачной платформе (ГЕОП). Решения «Базис» стали стандартом в «Гостехе».
В выступлении шла речь о нескольких ключевых продуктах компании: платформе динамической инфраструктуры («Базис. Dynamix») и платформе виртуализации рабочих мест (Базис. WorkPlace) второго поколения, в которой учтены пожелания пользователей. Представленный в презентации новый продукт «Базис. Dynamix Standart» позволяет заместить решения зарубежных вендоров. Для управления виртуальными центрами обработки данных с личным кабинетом предназначено еще одно решение – «Базис. Dynamix Cloud Control». «Настоящие вендоры выделяются не только продуктами, но и технологиями, поэтому в компании создали «Базис vCore» – гипервизор первого типа и, по сути, мотор системы виртуализации. Теперь эта технология доступна во всех продуктах компании», – сообщил Давид Мартиросов.
Для презентации экосистемы ИТ-продуктов «Лукоморье» вице-президент по развитию информационных систем «Ростелекома» Дарий Халитов обратился в стихотворной форме. Литературные ассоциации вызывают и наименования слагаемых экосистемы. «Лукоморье» как единая цифровая среда для работы ИТ-команд, владельцев продуктов и руководителей обеспечивает полный цикл разработки ПО. В нее входят система управления проектами «Яга» (будет поддерживать наиболее популярные инструменты разработки, для этого разработаны десятки коннекторов), модуль для обмена информацией в командах под названием «Кощей», магазин плагинов и артефактов «Ярмарка», а также набор инструментов машинного обучения «Сирин» (модуль, среда исполнения искусственного интеллекта). В настоящее время в компании завершается обкатка решений, коммерческий старт платформы намечен на январь 2024 г.
В следующем году планируется запустить облако для искусственного интеллекта. Об этом шла речь в выступлении директора по продуктам «Ростелеком-ЦОД» Александра Обухова. В настоящее время облачные решения компании объединяют 150 виртуальных машин, которыми пользуется в нашей стране каждый второй.
Решения для индустрий
Отраслевые решения для сельскохозяйственных предприятий представил старший вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами ПАО «Ростелеком» Валерий Ермаков. На территории Черноземья и в Приморье компания запустила систему контроля за урожаем зерновых культур. Благодаря рациональному использованию техники эффективность уборки возросла на 20%, а ресурс сельскохозяйственных агрегатов увеличился на 15%.
Еще одна отрасль применения ИТ-решений – пчеловодство. В результате отслеживания шумовых эффектов, контроля микроклимата и положения ульев в пространстве можно рассчитывать на повышение сохранности пчел и увеличение объема собираемого меда. Такие возможности реализуются в рамках проекта «Цифровой улей».
О новых стандартах спутникового цифрового вещания рассказал вице-президент, директор по работе с корпоративными заказчиками «Ростелекома» Алексей Подрябинников. Преимущество современных решений в том, что они позволяют партнерам компании без задержки и с максимальным качеством транслировать изображения со спортивных мероприятий и выставочных площадок. Каждая камера «Ростелекома» на хоккейном матче передает данные со скоростью 1,5 гигабита в секунду.
Программа Rostelecom Tech Day показала, что цифровому «Ростелекому» есть что продемонстрировать и анонсировать своим пользователям, потенциальным клиентам. При этом менеджеры и владельцы продуктов умеют презентовать свои решения в режиме нон-стоп, не прибегая к помощи профессиональных модераторов.