Уже этой осенью в России может появиться новый портал госуслуг. Такое заявление сделал глава Минкомсвязи РФ в один из последних дней лета. Очередная версия ресурса, создаваемая «Ростелекомом», будет способна обеспечить предоставление гражданам не менее 100 млн услуг в сутки. Основные работы над проектом планируется завершить к концу текущего года, пообещало руководство компании.
В декабре прошлого года действующему порталу госуслуг исполнилось десять лет. В день его открытия, 15 декабря 2009 г., на ресурсе была доступна информация о 110 услугах федерального уровня и более 200 сервисах – регионального и муниципального масштабов.
В мае текущего года разменявший второй десяток лет портал госуслуг не выдержал резко увеличившейся нагрузки из-за запуска сервиса по оформлению выплат на детей в условиях пандемии – родители массово и едва ли не одномоментно поспешили воспользоваться данной мерой социальной поддержки. К слову, этот сервис запустили на следующий день после объявления о новой выплате. И портал «заштормило» – ресурс стал работать с перебоями.
«Временные сбои при работе с порталом госуслуг были связаны с большим количеством обращений за получением пособия на детей от 3 до 16 лет. За 20 часов работы формы через портал направлено свыше 2 млн электронных заявлений на получение пособия на более чем 3 млн детей. Нагрузка на портал превысила в десять раз средние показатели за апрель», – прокомментировали тогда в пресс-службе Минкомсвязи.
Возможности Единого портала госуслуг были наиболее востребованы в разгар пандемии и связанных с ней ограничений. Причем не только гражданами. В середине лета на совещании главы Правительства РФ с вице-премьерами шла речь о необходимости скорейшего перевода государственных услуг в цифровой формат. Михаил Мишустин рассказал о планах по созданию многофункционального центра для экспортеров, на базе которого они смогут дистанционно оформлять документы по 24 видам государственных услуг, административным и другим процедурам.
Тогда же была анонсирована подготовка распоряжения Правительства, позволяющего экспортерам получать госуслуги по принципу одного окна. Было сказано и о других цифровых инициативах, например, в сфере таможенных процедур и получения сертификатов свободной продажи.
Минувшим летом, в начале июля, Президент России Владимир Путин поручил обеспечить принятие федерального закона об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ.
Эти и ряд других фактов указывали на то, что порталу и дальше предстоит справляться с солидной нагрузкой. В частности, Минздрав представил проект нормативного акта для организации цифрового документооборота в здравоохранении. Доступ граждан к своим электронным медицинским записям и медкартам предлагается обеспечить через портал госуслуг. Министерство здравоохранения РФ также предложило выдавать электронные свидетельства о рождении ребенка. Россияне охотно выбирают электронный формат ведения трудовых книжек. Абитуриенты оценили преимущества сервиса «Поступление в вуз онлайн». В этом году возможностью подать документы через Единый портал государственных и муниципальных услуг для зачисления в российские вузы воспользовались более 20 тыс. молодых людей.
Очевидно, что скроенный по лекалам 2009 г. ресурс вырос из своей цифровой оболочки и нуждается в «костюмчике» согласно расширенному функционалу и возрастающей востребованности. По словам руководства компании «Ростелеком», после запуска обновленной версии фактически каждый взрослый россиянин сможет коммуницировать с государством по тем или иным вопросам. Что касается объема финансирования новой версии Единого портала госуслуг, то сумма будет понятна после согласования с Минфином и премьер-министром РФ, заявил недавно корреспонденту ТАСС вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Если бы меня спросили, каким должен быть новый портал госуслуг, я бы ответила – «прежде всего добротным», как костюм, сшитый по фасону, согласно запросам и потребностям. С ровной строчкой – без логических ошибок, с обработанными как следует швами – чтобы впредь, в случае массового обращения к ресурсу, не возникало дырок и провалов, с обязательными деталями и необходимой фурнитурой – возможностью захода пользователя на портал с сайтов госорганов, наличием обратной связи (когда статус обращения отображается в личном кабинете) и оперативной техподдержкой.
Механизм обратной связи предлагаю считать инструментом общественного контроля, а качество диалога с госорганами готова оценивать в комментариях. Разработчикам нового ресурса хорошо бы не забывать о том, что по одежке встречают, а первое впечатление рядового гражданина о государстве теперь формируется через портал госуслуг.
www.connect-wit.ru