В среду 28 апреля на сайте обсуждения проектов законодательных актов был опубликован проект федерального закона №115542 «О внесении изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [1], в котором содержиться только две статьи: добавление в закон №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» статьи 17.1 о «Информационной системе цифровых сервисов агропромышленного комплекса», и вступление закона в силу с 1 января 2022 года. Забавно, что общественное обсуждение законопроекта предполагается с 28 апреля по 12 мая, то есть на выходных за шашлычком и под пиво. Самое хорошее время, чтобы незаметно протащить законопроект без его тщательного общественного обсуждения.
Цифровизация сельского хозяйства
Итак, основные функции создаваемой в рамках этого законопроекта информационной системы следующие:
— «информирование юридических и физических лиц о возможных мерах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
— возможность формирования и рассмотрения заявок в рамках реализации мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в электронной форме в случаях, установленных Правительством РФ;
— сбор отчетности, предоставляемой в рамках реализации мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
— формирование и ведение перечня мер государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства».
При этом оператором перечисленного набора сервисов будет «ФОИВ, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса», то есть Минсольхоз. Для полноценной работы нового закона необходимо, чтобы Правительство РФ разработало следующий набор документов: «Порядок создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса, перечень содержащейся в информационной системе цифровых сервисов агропромышленного комплекса информации и порядок ее получения и предоставления, порядок регистрации участников и их взаимодействия в информационной системе цифровых сервисов агропромышленного комплекса, а также порядок взаимодействия информационной системы цифровых сервисов агропромышленного комплекса с иными информационными системами».
Информационная безопасности цифровизации
Забавен самый последний пункт первой статьи законопроекта, который гласит следующее: «Защита информации, содержащейся в информационной системе цифровых сервисов агропромышленного комплекса, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ в области персональных данных, законодательством РФ о государственной тайне, коммерческой и иной охраняемой законом тайне».
Странность данного пункта в том, что если создаваемая информационная система подпадает под требования Трёхглавого закона №149-ФЗ, о чём явно указывается в тексте данного пункта, то она является государственной информационной системой. А это в свою очередь означает, что требования по безопасности к ней должны формироваться в рамках соответствующих полномочий ФСТЭК России и ее приказом №17. Однако в самом текст пункта явно указано, что требования по информационной безопасности готовит сам Минсельхоз. Понятно, что Федеральный закон, если он будет принят в таком виде, может перебить требования приказа ФСТЭК. Непонятно зачем Минсельхоз собирается вывести создаваемую систему из под действия требований приказа №17 ФСТЭК, да еще и минимизировать срок общественного обсуждения данного законопроекта за счет майских праздников. Не уж-то Минсельхоз понимает в информационной безопасности больше, чем ФОИВ, ответственный за обеспечение информационной безопасности КИИ, ИСПДн и ГИС?
[1] https://regulation.gov.ru/projects?type=Grid#npa=115542