Азат Низамов, заместитель генерального директора SAP СНГ
Специфика программного обеспечения промышленного сектора заключается в необходимости поддерживать высокую производительность труда и экономическую эффективность работы предприятия практически в непрерывном режиме 24×7. Промышленный сектор России можно охарактеризовать как один из самых многоотраслевых и комплексных, поэтому и подход к автоматизации каждой отрасли не может быть универсальным:программные инструменты должныподдерживать спецификуотраслевых бизнес-процессов.
ИТ-инструменты для промышленного сектора ERP-класса решаютзадачи управления компанией, обеспечивая комплексную поддержку всех бизнес-процессов технологически сложных игеографически распределенных промышленных компаний. Мы живем в эпоху цифрового производства, поэтому актуальность программного обеспечения (ПО) для промышленности резко возрастает в связи с появлением новых цифровых и мобильных технологии, например, концепции Интернета вещей (InternetofThings–IoT).
Сегодня у SAP существует большой портфель решений для IoT, которые позволяют в реальном времени собирать информацию с множества подключенных к сети устройств, обрабатывать ее и принимать оперативные решения на ее основе. Решения SAPдля IoTбазируются на платформе SAPHANA, основанной на вычислениях и хранении данных в оперативной памяти. Платформапозволяет быстро разрабатывать, развертывать и управлять собственными приложениями для геопространственной обработки данных, управления и мониторинга удаленных устройств,сбора информации в режиме реального времени имежмашинноговзаимодействия (M2M).
Рассмотрим подробнее типовую архитектуру ИТ-систем промышленного предприятия. В упрощенном виде ее можно представить в виде пирамиды. Нижнюю часть «пирамиды автоматизации» занимает измерительное оборудование.На уровень выше стоят автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП). Они имеются на каждом производстве и обеспечивают автоматизацию основных операций любого технологического процесса. Однако участие человека в управлении производством остается значимым: именно оператор выбирает и задает параметры системы и, соответственно, характеристики будущего продукта. Так как оптимальные режимы работы находятся на границах критических значений, которые нельзя переходить, операторы, как правило, предпочитают придерживаться 10%-ного коридора от оптимального уровня.
Улучшить ситуацию призваны системы усовершенствованного управления производством – так называемые APC-системы (от англ. AdvancedProcessControl), которые, по сути, выполняют в производственном процессе функцию автопилота.При этом оператор получает возможность управлять несколькими процессами. Например, оптимизация первичной переработки, риформинга, гидроочистки и других процессов с помощью АРС позволяет в режиме реального времени автоматически корректировать ход технологического процесса, повышая уровень выхода целевых продуктов и снижая энергопотребление.
Современные концепции управления производственными процессами (например,Industry 4.0) предполагают интеграцию рассмотренных выше производственных ИТ-систем (измерительных систем, АСУТП, APC)и бизнес-приложений (ERP, BI)в единый цифровой ландшафт. Результатом применения этой идеи к различным отраслям являются такие концепции, как «Цифровая фабрика», «Цифровое месторождение», «Цифровой карьер». Таким образом, комплексность задач дляПО в промышленности повышается, при этом ИТ-ландшафт должен становиться проще, чтобы можно было сохранить высокую степень управляемости и работоспособности таких систем. Подобные задачи могут решаться с высокой эффективностью только при использовании соответствующего программного обеспечения, учитывающего разнообразие процессов и обеспечивающего поддержку всех новых технологий.
Главный тренд промышленнойцифровизации – изменение устоявшихся концепций. По мере изменения нашей экономики наметился переход от стандартныхсистем ERP к интегрированным продуктам. Спросом начинают пользоваться комплексные решения для клиентов, облачные технологии, сетевые приложения, например, SAP Ariba –облачная бизнес-сеть для взаимодействия поставщиков, объединяющая уже более 1 млн компаний в 186 странах мира. Это своего рода социальная сеть, посредством которой могут контактировать покупатели и продавцы, что упрощает процесс закупок.Ежегодно заключается огромное количество сделок общим объемом свыше 500млрд долл., чтосопоставимо,например,с ВВП такой страны, как Австрия.
По мере изменения концепций выявляются проблемы, на которых прежде (во времена относительноуспешного ведения бизнеса)не акцентировалось внимание руководства, а именно: непрозрачность ключевых процессов сбыта, закупок, управления складами. Список можно пополнить, но главная проблема – отсутствие прозрачности. Комплексные ИТ-решения, предлагаемые SAP, позволяют получать полную, исчерпывающую информацию обо всех процессах на предприятии в режиме реального времени и во взаимосвязи, обеспечивая поддержку управленческих решений на производстве.
Но какие бы решения ни внедряли сегодня компании производственного сектора, ключевые параметры оценки – их надежность, безопасность, масштабируемость, а самое главное – простота интеграции с используемыми бизнес-приложениями. И тут на первый план выходят облачные технологии, которые отвечают перечисленным требованиям, а также позволяют повысить скорость процессов, максимально быстро получить необходимые мощности и сервисы, снизить нагрузку на ИТ-подразделения и, как следствие, затраты на персонал.
Облачные технологии представляют интерес как для крупных производственных компаний, так и для предприятий среднего и малого бизнеса. Для холдингов облака–это возможность создать единое высокозащищенное виртуальное пространство, общую среду для взаимодействия всех подразделений в отдаленных регионах. Результатами такого объединения становятся сокращение времени на обмен информацией, оперативная совместная работа, четкая единая картина бизнеса в целом и каждого блока в отдельности. Для небольших предприятий облачные технологии – это не только отсутствие капитальных инвестиций в ИТ, но и возможность выстроить процессы в соответствии с требованиями современного высококонкурентного рынка.
Следующий тренд, который мы отмечаем в России, –всплеск спроса на мобильные приложения. По разным оценкам, износ производственного оборудования в нашей стране составляет 60–80%, поэтому мобильные решения для управления ремонтамиоказываются востребованнымиименно в России. Все больше компаний из капиталоемких отраслей повышают эффективность своих производственных процессов, процессов ремонта и техобслуживания за счет перехода к ремонтам по состоянию, которые обеспечивают сокращение времени простоя оборудования и затрат на обслуживание.
Зарегистрировав неисправность или дефект с помощью мобильного устройства и решения SAP WorkManagerв единой системе, технический специалист может разместить там же и фото поломки. Все эти функции позволяют достичь существенной экономии за счет сокращения времени от момента сигнала о неисправности до ремонта объекта. Благодаря этой системе ремонт производится качественно, своевременно и оперативно, кроме того,увеличивается срок эксплуатационной службы до следующего ремонта. Например, одно из отечественных предприятий металлургической отрасли, которое внедрило решения по мобильным ремонтам и оптимизировало при этом бизнес-процессы, в несколько раз сократило время простоев оборудования и на 20% увеличило инструментальное время, т.е. время, когда технический персонал непосредственно занимается вопросами обеспечения работоспособности оборудования.
Внедрение ИТ-решениепозволяет промышленным компаниям достичь существенного экономического эффекта, например, увеличить объем и маржинальность продаж, снизить себестоимость продукции и повысить уровень клиентского сервиса. Все больше компаний промышленного сектора начинают пониматьне только необходимость преобразования технологических процессов и оптимизации производственных мощностей, но и важность инвестирования в цифровую трансформацию бизнеса. На передний план выходит скорость принятия решений на основе точных и достоверных данных. Технологии in-memory хранения и обработки данных, аналитическая on-lineотчетность и развитие предиктивныхтехнологийпозволяют руководителям промышленных компаний принимать взвешенные своевременные решения.
Прежде главным преимуществом промышленного предприятия было качество выпускаемого продукта. Однако в наши дни борьбы за потребителя качество – не единственный критерийконкурентоспособности. На первый план выходят показатели сервиса – оперативность выполнения заказа, соответствиефактической отгрузки заявленному сроку выполнения и ассортименту, удобство работы клиента с производителем. Современные бизнес-решения, такие как SAPAriba, SuccessFactors, BPC, BI, GRC, HCM, CRM, позволяют усилить связи между различными подразделениями, цехами и службами, уменьшаярасходы и обеспечивая адаптацию всех процессов к требованиям рынка. Это приводит к сокращению сроков производственных этапов, оптимизации процессов, а значит и сокращению издержек. Применение новых технологий повышает уровень качества, а совокупность этих факторов способствует улучшению положения компании среди конкурентов. Компании, использующие для взаимодействия с поставщиками и клиентами интернет-каналы и развивающее направление e-commerce, внедряющие мобильные технологии в повседневные бизнес-процессы, выигрывают в конкурентной борьбе.