В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция, на которой были представлены первые результаты программы апробации образовательного программного обеспечения виртуальной и дополненной реальности. Исследование проводилось Центром Национальной технологической инициативы по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» Дальневосточного федерального университета при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Цифровизация образования, информатизация учебного процесса, практическое применение информационных технологий, развитие электронной школы – эти вопросы были в центре внимания экспертов, участвовавших в обсуждении.
В ходе подготовительного этапа программы было проведено анкетирование 21 тыс. педагогов и руководителей образовательных организаций среднего образования в 80 регионах страны. Собранный материал позволил получить данные об уровне оснащенности школ VR/AR-оборудованием, очками виртуальной реальности, а также об отношении педагогов к новым технологиям. В рамках второго этапа программы российские учителя смогут ознакомиться с программными продуктами в области виртуальной и дополненной реальности.
Влияние информационных технологий на образовательный процесс
Замысел программы заключается в том, чтобы на практике объединить учителей, проявляющих интерес к решениям в области VR/AR, и обеспечить доступ к этому пространству разработчиков, которые могут не только предложить свои решения, но и путем апробации внести в них существенные для педагогов корректировки. Важно, чтобы предлагаемые школе решения были максимально адаптированы к содержанию или формам образовательного процесса, отметил проректор по развитию Дальневосточного федерального университета (ДФУ), лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.
Основная ресурсная база программы апробации – Центр Национальной технологической инициативы по VR/AR ДФУ. Технология, которая изначально была востребована в сегменте игр и развлечений, постепенно проникает в другие сферы – производство, медицину, образование. По мнению Дмитрия Земцова, применение VR/AR в образовании – это часть будущего технологического пакета любого педагога. Современные решения могут значительно повысить доступность качественного образования, что очевидно на примере распространения аналогичных продуктов в сфере химических и физических практикумов. Виртуальная физическая и химическая лаборатории в отдаленных сельских школах может компенсировать невозможность доставки туда реактивов.
По результатам анкетирования интерес к практическому применению программных решений проявили почти 800 школ. Ряд коллективов на бесплатной для них основе получают продукты и в ближайшую четверть будут их использовать. Организаторы программы рассчитывают получить квалифицированную обратную связь от российского педагогического сообщества, проявляющего интерес к практическому применению новых информационных технологий.
Если сравнивать программу с международными исследованиями в этой области, то аналогов ей по охвату в мире сейчас нет. Отечественным педагогам для апробации предлагается широкая линейка образовательных решений по различным дисциплинам. На первом этапе это физика, химия, история, английский язык. На втором этапе перечень дополнится математикой и другими дисциплинами, составляющими ядро школьного обучения, новой программы воспитания.
Оснащенность школ техническим оборудованием и новыми технологиями
Как ожидается, в декабре будут представлены результаты второго этапа программы апробации – мнение педагогического сообщества России о том, какие образовательные решения в школе нужны и в каком формате учителя готовы их применять.
Что касается доступности технологий VR/AR, то 1,5 тыс. школ из более чем 20 тыс. оснащены соответствующим оборудованием. Высокий уровень оснащенности продемонстрировала, например, Республика Саха (Якутия). По оценке Дмитрия Земцова, у школ есть возможность применения новых образовательных технологий. В ряде российских регионов оснащенность школ оборудованием VR/AR составляет 10–20%. Поэтому внедрение образовательных решений в этой сфере возможно.
Самый распространенный вид оборудования – шлем виртуальной реальности. В государственных образовательных учреждениях основной поставщик данной продукции – компания НТС.
Отсутствие технического персонала в общеобразовательных учреждениях считалось значительным барьером, сдерживающим внедрение технологии виртуальной реальности в образовательный процесс. Однако опрос показал, что ИТ-специалистов нет в 27% школ, участвовавших в исследовании, в 25% учебных заведений ИТ-компетенции доступны всегда, а в 48% – по запросу.
Готовность преподавателей внедрять новые технологии в процесс обучения
Если говорить об отношении педагогов к виртуальной и дополненной реальности, то выбор технологии для использования в образовательном процессе должен быть оправдан целями и задачами урока, дополнен другими методами и средствами обучения, а также ограничен допустимыми временными нормами. Выяснилось также, что 37% педагогов, имеющих оборудование VR/AR, его не применяют (как показали результаты апробации, не знают, какое ПО использовать), 35% обращаются к нему по мере необходимости. Участвовавшие в опросе согласны с тем, что инструменты виртуальной реальности позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, помогают в усвоении важных понятий и тем. Более половины респондентов (54%) согласны с тем, что VR-технология способствует развитию коммуникативных навыков.
Таким образом, педагогическое сообщество в целом готово к применению VR. Для успешного внедрения технологии в учебный процесс нужно обеспечить качественную подготовку кадров, а также постоянное обслуживание оборудования ИТ-персоналом.
В апробации продуктов VR принимают участие специалисты Центра педагогического мастерства г. Москвы. Руководитель центра Иван Ященко рассказал, что в рамках проекта «Математическая вертикаль» планируется применить VR-решения по направлению геометрии. При этом важно разработать педагогические методики, помогающие учителю эффективно включать VR-продукты в ткань урока.
Педагог должен в первую очередь ориентироваться на результаты учеников. VR – это не кампанейщина, когда учителя ставят галочку, отчитываясь о применении новых технологий, отметил Иван Ященко. Для педагогов представляют интерес технологии, позволяющие улучшить результаты учащихся. Эксперт заострил внимание на реализации современного подхода к интеграции таких инструментов в учебный процесс развития талантливых ребят. Важно также выделить в школьной программе направления, где использование решений виртуальной и дополненной реальности будет наиболее эффективным, где VR действительно сработает, где «бумаги, ручки или экрана компьютера недостаточно». В столице уже реализуется ряд пилотных проектов.
На конференции отмечалось, что развитию данного сегмента будет способствовать расширение ассортимента умных очков, предлагаемых ведущими мировыми производителями оборудования. И тогда инструменты дополненной реальности будут весьма востребованным форматом и в школьном обучении.
Готовность педагогов к работе с оборудованием VR/AR – один из важнейших элементов реализации данной программы, отметил первый заместитель министра просвещения Российской Федерации Дмитрий Глушко. В стране около 100 детских технопарков, в школах создаются «Точки роста» (сейчас 3 тыс., в скором времени их будет 20 тыс.). Актуальной задачей является повышение качества доступного образовательного контента. В настоящее время профильное министерство работает над верификацией контента. Большой интерес к программе проявили Якутия, Оренбургская, Курская, Орловская, Вологодская, Кемеровская области. Отдельные элементы VR-обучения появятся в российских школах в ближайшие два-три года. Таков прогноз представителя Минпросвещения. При этом закупка и поставка оборудования – наиболее простая часть проекта, гораздо сложнее – научиться его эффективно использовать.
Возможности использования VR/AR-инструментов сегодня
В настоящее время VR-обучение применяется в системе среднего профессионального образования. Разработка курсов повышения квалификации или переподготовки педагогического состава с целью ускоренного освоения VR/AR-инструментов – очевидный, но не самый плодотворный путь, считают участники онлайн-конференции. Намного продуктивнее расширять практику диалоговых педагогических семинаров, посвященных образовательным технологиям и доступности образования. Сейчас дистанционные форматы позволяют педагогам из любой точки подключаться к таким семинарам. Преимущество данного подхода в том, что учитель может активно включиться в обсуждение, разработку и доработку педагогических технологий на основе виртуальной и дополненной реальности.
В ходе онлайн-конференции заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева представила проекты VR/AR по созданию реконструкций, игр и познавательных обучающих историй.
Программа всероссийской апробации технологий VR/AR направлена на решение задач, закрепленных в национальных проектах «Образование» и «Цифровая экономика» и федеральных проектах, входящих в их состав, а также в государственной программе «Развитие образования».