21–22 апреля 2021 г. в Москве, в бизнес-центр отеля Radisson Slavyanskaya, состоялась II Международная конференция «Информационные технологии в машиностроении» («ИТМаш-2021»). Мероприятие, организованное Издательским домом «КОННЕКТ» и Ассоциацией «Цифровые инновации в машиностроении» при поддержке РСПП, прошло в очном формате. В конференции приняли участие 274 делегата. Генеральным партнером «ИТМаш-2021» выступил консорциум разработчиков инженерного ПО «РазвИТие», золотым партнером – компания «Топ Системы», партнерами секционных заседаний стали компании «Кодекс», «АЙПЛ Консалтинг», корпорация «Галактика», «АМТ-ГРУП», «АвтоМеханика», ALFA system, «ВЗ Прожектс».
Открывая пленарное заседание конференции, председатель правления Ассоциации «Цифровые инновации в машиностроении» Борис Позднеев отметил, что в этом году оргкомитет значительно расширил отраслевую направленность «ИТМаш-2021» – до шести ключевых отраслей.
Представитель Минобрнауки России Александр Никитин зачитал приветствие директора департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования Российской̆ Федерации Вадима Медведева. В обращении к участникам конференции подчеркивалось, что 2021-й объявлен Годом науки и технологий. Проведение конференции «ИТМаш-2021», направленной на анализ лучших практик и прогнозирование цифрового развития ключевых отраслей отечественного машиностроения, – стратегически важная задача для научно-технологического развития нашей промышленности и экономики в целом.
На конференции обсуждаются приоритетные направления развития машиностроения в перспективе до 2030 г., промышленной политики и формирования нового облика промышленности, гармонизации стандартов в области цифрового развития отечественной цифровой платформы «Промышленность РФ.4.0», применения методов искусственного интеллекта в машиностроении и другие актуальные темы.
С докладом, посвященным приоритетным направлениям цифрового развития отечественного машиностроительного комплекса в перспективе до 2030 г., выступил Борис Позднеев. Установление таких направлений на данном этапе он назвал принципиально важным и значимым. При этом цифровая трансформация в приложении к промышленности – задача не текущего дня. Этот эволюционный, а не революционный процесс, начало которому было положено в Германии, охватил весь мир. По истечении девяти лет немецкие коллеги достигли определенных успехов, разработали значительное количество дорожных карт (сейчас действует четвертая версия). Германия планирует получить реальные результаты по высокой конкурентоспособности, интеграции отраслей экономики еще примерно через десять лет.
Среди приоритетных направлений цифрового развития отечественного машиностроительного комплекса докладчик выделил гармонизацию подходов в области цифрового развития промышленности и машиностроения; цифровую трансформацию машиностроения как ключевой аспект конкурентоспособности и устойчивого цифрового развития отечественной промышленности; разработку национального профиля стандартов для создания платформы (экосистемы) «Промышленность РФ 4.0». «Задача интеллектуально емкая и важная. Если мы сумеем сработать на опережение, процесс цифрового развития в промышленности и машиностроении будет идти динамично», – сказал Борис Позднеев.
Инициирование разработки федерального проекта по созданию цифровой платформы «Промышленность РФ 4.0», учитывающего развитие концепции «Индустрия 4.0» и специфику отечественной промышленности, докладчик назвал наиболее правильным решением концентрации интеллектуальных и иных ресурсов.
На основных положениях промышленной политики и технического регулирования в условиях формирования нового облика «Промышленности РФ 4.0» остановился в своем выступлении зампредседателя оргкомитета, председатель Совета по техническому регулированию и стандартизации при Минпромторге России, заместитель сопредседателей Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов. Одна из целей Совета – сближение нормативной базы России и Германии в сфере цифровой трансформации, развития инфраструктуры качества, совместная работа над стандартами для создания цифровых платформ. Взаимодействие осуществляется по нескольким направлениям: разработка стандартов для создания единого цифрового пространства, единого классификатора продукции на основе международных систем, гармонизация вопросов оценки соответствия, проведение сличительных испытаний по ряду видов продукции.
Поднятые темы развили в своих выступлениях руководитель дирекции по стандартизации АО «Синара – Транспортные Машины» Сергей Пугачев (уделил внимание взаимодействию технических комитетов для разработки системы стандартов в области цифрового развития промышленности) и заместитель генерального директора ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» Юрий Будкин (рассказал о направлениях развитии нормативной базы для цифровизации конструкторской документации в машиностроении).
Инструменты и возможности финансовой поддержки цифровой трансформации промышленных предприятий представил начальник управления экспертизы инвестиционных проектов Фонда развития промышленности Павел Фомин. Об Особой экономической зоне «Технополис «Москва» – площадке для локализации высокотехнологичных производств в столице – рассказал руководитель проектов ОЭЗ «Технополис Москва» Антон Каркашин.
Перспективам и ключевым направлениям применения систем искусственного интеллекта в машиностроении посвятил свой доклад директор по научным проектам НИУ ВШЭ Сергей Гарбук. «Управление жизненным циклом как ключевая сквозная технология управления в машиностроении» стало темой выступления руководителя направления департамента проектирования ПАО «ОАК» Романа Соболева. На необходимости доработки нормативной базы в сфере цифровых двойников для создания наукоемкой техники заострил внимание руководитель направления АО «ОДК» Александр Никулин. Технологическая независимость возможна только при использовании российских критических компонентов, напомнил в своем докладе директор по стратегическому развитию консорциума «РазвИТие» Евгений Бахин. Генеральный директор компании «Топ Системы» Сергей Кураксин представил российский программный комплекс T-FLEX PLM 2021.
По окончании пленарного заседания работа конференции продолжилась в рамках тематических секционных заседаний, посвященных вопросам цифровизации в тяжелом, транспортном, энергетическом машиностроении, приборостроении и гражданском авиастроении.
Второй день работы «ИТМаш-2021» начался с панельной дискуссии. Предметом обсуждения стали содержание, особенности и проблемы цифровизации в машиностроении, методы и инструменты организации сбора и очистки данных, задачи информационной безопасности. Эксперты согласились с тем, что только полная цифровизация может привести к синергетическому эффекту и цифровой трансформации как отдельного бизнеса, так и всей машиностроительной индустрии. Создание экосистемы цифровых предприятий, которая позволит выстраивать замкнутые производственные цепочки, обеспечит стремительное развитие отрасли.
На итоговом пленарном заседании модераторы секций поделились результатами работы тематических секций, дали оценки уровню цифровизации в отраслях машиностроения. В частности, отмечалось, что авиастроители приступили к цифровой трансформации значительно раньше представителей других секторов машиностроения. Для предприятий сектора приборостроения характерна разнородность уровня цифровизации, сохраняется потребность в создании готовых решений. На высококонкурентном рынке тяжелого машиностроения никого не нужно стимулировать проводить цифровизацию предприятий, поскольку без использования цифровых технологий и инструментов на таком рынке просто не выживают.
В дни проведения конференции работала выставочная экспозиция, на которой были представлены передовые разработки российских ИТ-компаний. Центральная часть выставки была отведена стенду генерального партнера конференции – Консорциума «РазвИТие», который в 2020 г. принял в свой состав трех новых партнеров, развивающих системы для логистической поддержки, разработки технических электронных руководств и системы для проведения оптимизационных многокритериальных расчетов.
Компания «Топ Системы» представила программный комплекс T-FLEX PLM – полномасштабное решение в области управления жизненным циклом изделий и организации деятельности предприятий. Эта система позволяет предприятиям замещать иностранное ПО легкого, среднего и тяжелого класса.
На стенде компании «Кодекс» участникам форума рассказали о движении в сторону цифровых машиночитаемых стандартов, управления требованиями и полноценной системы управления нормативно-технической документации, которая поддерживает и автоматизирует весь цикл создания и эксплуатации нормативных документов.
АО «АвтоМеханика» представила возможности программного комплекса «ЭЙЛЕР» (EULER), предназначенного для моделирования динамического поведения изделий в различных областях техники.
ALFA system продемонстрировала свое программное решение ALFA ims для управления производством на всех уровнях: от согласования планов подразделений до оперативной работы в цехе.
На своем стенде АО «АМТ-ГРУП» продемонстрировала комплекс однонаправленной передачи данных InfoDiode – уникальное средство защиты сетевого периметра сегмента производственных площадок на аппаратном уровне.
Компания Balluff представила высококачественные конфигурируемые датчики и системы для идентификации и организации сетей IoT, а также системы контроля состояния оборудования (вибрации, температуры и пр.).
На стенде Infor рассказывалось о большом опыте автоматизации процессов управления промышленными предприятиями, в частности машиностроительными. В портфеле Infor – более 30 проектов, реализованных на крупнейших машиностроительных предприятиях России.
Подробный обзор конференции будет опубликован в очередном номере журнала Connect.