27 апреля в Москве состоялся традиционный весенний технологический форум Avaya Engages Moscow, в рамках которого руководители и ведущие эксперты американской компании поделились с компьютерной общественностью своим видением ключевых тенденций российского ИТ-рынка, рассказали о достигнутых результатах и стратегическом направлении работы. На площадке форума была представлена выставка решений Avaya и партнеров компании, на которой можно было ознакомиться с последними новинками продуктовой линейки. В дополнение к основному стенду была представлена экспозиция Smart-решений для гостиничного бизнеса, финансового сектора, промышленности, операторов связи. Отметим также, что Издательский дом «КОННЕКТ» выступил медиаспонсором этого форума.
Пленарную сессию открыло выступление Александра Пархоменко, генерального директора компании Avaya в России и СНГ. Он отметил, что в прошедшем 2015 г. российское отделение Avaya добилось роста доходов по трем ключевым направлениям: контактные центры – на 25%; профессиональные сервисы – на 30% и в сегменте видео – на 14%. Причем, как особо подчеркнул Александр Пархоменко, поскольку речь идет об американской компании, финансовые показатели измеряются в долларах США, так что отмеченный рост является реальным и не зависит от скачков валютного курса.
Говоря о причинах успеха Avaya на российском рынке, он обратил внимание на тот факт, что за последние годы значительно изменились условия работы заказчиков. Например, сегодня доля дистанционного взаимодействия с клиентом достигает 85%, 70% клиентов ожидают получить уникальное обслуживание по предпочитаемому ими каналу связи и с уникальным для них набором предложений, 82% клиентов предпочитают компании, с которыми им проще всего и комфортнее взаимодействовать. В такой ситуации бизнес должен стать максимально эффективным, иначе ему просто не выжить на конкурентном рынке, а одним из инструментов эффективности как раз и является контактный центр.
Кроме того, генеральный директор Avaya в России отметил, что российский рынок в настоящее время уже достиг стадии технологической насыщенности, поэтому теперь он вполне логично движется в сторону оптимизации затрат и повышения эффективности, а это именно та сфера, в которой Avaya готова предложить свои наработки. И в первую очередь речь идет о возможности предоставлять заказчику любые решения от Avaya в облаке – по модели «плати по мере использования», с учетом отраслевой специфики – от SMB до Enterprise. Эта удобная финансовая схема не требует первоначальных инвестиций – ежемесячные платежи начинаются с первого месяца начала эксплуатации ИТ-решения. Таким образом, работа в облаке дает заказчику возможность перейти от CAPEX модели развития в OPEX. В дальнейшем же возможно масштабирование решения по мере роста потребности – меняется только сумма ежемесячного платежа. Александр Пархоменко назвал облачные решения стратегическим направлением развития сервисов Avaya.
Российского коллегу поддержал в своем выступлении Фади Мубарак (Fadi Moubarak), старший директор Avaya в регионе AMEA. Обращаясь к партнерам и заказчикам, он предложил им руководствоваться довольно жестким лозунгом: «Disrupt or to be disrupted» – буквально: «Разрушай (здесь подразумевается разрушение привычных устоев бизнеса) или сам будешь разрушен». Фади Мубарак заявил, что наши прежние методы больше не работают, однако же из этого вовсе не следует, что эти методы были плохими, – просто изменилась ситуация на рынке. Он также призвал участников форума помнить о том, что, хотя обсуждаемые ИТ-решения ориентированы на крупный и средний бизнес, конечным адресатом услуг всегда являются люди и именно они определяют успех или неудачу того или иного корпоративного продукта. Фади Мубарак отметил, что в наши дни потребители (во всех странах, а не только в США и Европе!) хотят получать качественные цифровые услуги, и экономический кризис никак не может отменить этого факта. Россия здесь не является исключением из правила, поэтому, несмотря на экономический кризис, Avaya может похвастать успешными проектами, в числе которых можно выделить современные коммуникационные решения для ГУП МО «Мособлгаз» (на платформе Avaya Aura) и спортивной арены ЦСКА (Avaya Network).
Одним из самых ярких выступлений на пленарной сессии был доклад Александра Герасимова, директора направления анализа рынков ИТ и облачных услуг J’son & Partners Consulting. Он заявил, что в ближайшее время – до 2018 г. – рынок корпоративных коммуникационных решений и сервисов в России сократится на 35% и в то же самое время рынок коммуникационных сервисов в облаке (гибридном и публичном) вырастет почти в 5 раз. Этот резкий скачок произойдет благодаря замене голосовых B2B-услуг традиционных операторов связи на менее дорогостоящие полнофункциональные сервисы UCaaS и ОТТ-сервисы (B2B-мессенджеры). Рынок сетевых решений и сервисов в России также ожидает серьезная цифровая трансформация: произойдет миграция на программные SDN/NFV-решения, которые обеспечивают снижение ТСО, гибкость и адаптивность. Мы увидим миграцию от дорогих и неуправляемых сервисов NPL и операторских сервисов IP MPLS VPN к новым VPN-сервисам провайдеров SaaS и операторских NaaS с динамически управляемым QoS (опять же в гибридных и публичных облаках).
Если же смотреть на ситуацию в ИТ шире, то, по мнению Александра Герасимова, нас ожидает кардинальное изменение самой модели взаимодействия в паре «поставщик – заказчик»: от традиционной продажи емкости (портов УПАТС, каналов WAN, вычислительной мощности и т. п.) к продаже функциональности. Почему именно эта модель становится актуальной для современного предприятия? Потому что на смену классическим вертикально выстроенным экономическим структурам начинают приходить компании, практикующие горизонтальные способы управления. И если в традиционной иерархической модели управления предприятием роль ИТ сводилась к автоматизации, то в плоской (горизонтальной) модели управления технологии сбора и обработки данных определяют облик компании. Новая цифровая модель предприятия позволяет быстрее реагировать на изменения на рынке, дает возможность использовать имеющиеся ресурсы в 10 раз эффективнее, поэтому такая компания легко побеждает в конкурентной борьбе.
Рассуждая о влиянии экономического кризиса на цифровую трансформацию, Александр Герасимов указал на то, что до 2013 г. зарплаты в России росли быстрее цен на товары, что позволяло бизнесу перекладывать издержки производства на потребителя. Сейчас же ситуация принципиально иная – доходы населения не успевают за ростом цен. Поэтому сегодня уже недостаточно повысить эффективность, скажем, на 5–10%. Чтобы выжить в эпоху кризиса, бизнес должен думать о повышении эффективности производства в разы. Таким образом, кризис объективно увеличивает скорость цифровой трансформации.
Мы также не можем не отметить короткое, но очень содержательное выступление Бориса Бобровникова, генерального директора компании КРОК. В частности, он затронул тему импортозамещения, предложив отделить рациональное зерно от «пропагандистского» напластования. Так, в качестве примера «органического импортозамещения» он привел компанию «1С», которая еще до появления самого термина продемонстрировала хороший рост в секторе ERP-решений. Причем для этого не понадобились никакие регулирующие документы, запрещающие иностранное ПО, – российский производитель просто создал программное обеспечение, которое оказалось конкурентоспособным.
Борис Бобровников также предложил российским коллегам учится на ошибках, которые делали американские компании в эпоху кризиса в США 2008–2009 гг. Он отметил, что в тот период ключевые решения по ИТ стали принимать финансисты, которые наломали дров. Понятно, что их основной задачей в то время была экономия средств, поэтому они, не будучи профессионалами в области ИТ, вкладывали средства в паллиативные решения, но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В результате, когда кризис завершился и экономика пошла в рост, ИТ-специалистам пришлось многое переделывать. Так что тактика сиюминутной экономии себя не оправдала.
В завершение нашего обзора форума Avaya Engages Moscow мы хотели бы отметить очень интересный доклад Георгия Санадзе, директора по развитию бизнеса Avaya в России и СНГ. В своем выступлении он представил историю становления компании, которая началась в 1876 г. с телефона Александра Белла. Перечислив все ключевые исторические даты (1925 г. – открытие Лаборатории Белла, Bell Labs; 1947 г. – изобретение транзистора и сотовой связи; 1957 г. – изобретение лазера и т. д.), Георгий Санадзе обратился к прогнозам на будущее, выделив три инновации, которые определят облик коммуникаций завтрашнего дня. Во-первых, у нас появятся контактные центры, в которых интеллект IVR поднимется до уровня живого агента. Во-вторых, видео перейдет в 3D и виртуальную реальность. Наконец, в-третьих, человек будет избавлен от рутинных обязанностей, он перестанет быть инициатором вызова – соединения будет устанавливать бизнес-процесс. Что же, нам остается лишь подождать несколько лет и увидеть своими глазами то будущее, которое предсказывают сегодня эксперты компании Avaya.
Дмитрий Шульгин