Цифровая приправа. На осенних ИТ-конференциях обсуждают подводные камни цифровизации

Насыщенный график деловых мероприятий в осенние месяцы не позволяет отразить в материалах весь спектр идей, которые циркулируют в конференц-залах и фойе многочисленных конференций. В блокнотах журналистов нашего издания оседают заметки, не претендующие на самостоятельные статьи и корреспонденции, но заслуживающие внимания. Так было, например, после конференций компаний Red Hat, «Айфин Медиа», форума «Открытие инновации» в Сколково. Не стал исключением и Oracle Modern Cloud Day, который на минувшей неделе корпорация провела в Москве.

Общение с его участниками, как и градус дискуссий в деловой программе, запомнились тем, что в сфере информационных технологий накопился ряд вопросов и задач, в поисках решения которых специалистам приходится, что называется, ломать голову. Предпосылками к этому служат тенденции в сфере ИТ, формируемые при непосредственном участии вендоров. Фраза о том, что мы живем в эпоху цифровой трансформации или революции, давно стала штампом, а переход на рельсы облачных технологий рассматривается как нечто само собой разумеющееся.

На этом фоне все очевиднее становятся побочные эффекты, которые несут с собой все эти преобразования. Человеку свойственно с опасением относиться к новым технологиям. И специалисты, владельцы ИТ-компаний тоже испытывают дискомфорт от грядущих перемен. В частности, привычная парадигма ведения ИТ-бизнеса по классической, проверенной десятилетиями на практике модели «производитель – партнер – заказчик» перестает быть незыблемой.

Производители продуктов становятся крупнейшими их пользователями, сами продукты, например приложения, сервисы, доступны из облака. Крупные заказчики все чаще обращаются за искомым напрямую к производителю, минуя партнерское плечо. В современном ИТ-мире формируется экосистема, в которой уже нет четкого распределения функций: производитель выступает одновременно в роли и партнера, и заказчика. Партнерам, которые упорными стараниями нарабатывали золотые и платиновые статусы ключевых мировых вендоров, в ближайшее время могут столкнуться с тем, что им придется переосмысливать свое место в привычной парадигме «производитель – партнер – заказчик». И для этого им вначале придется понять, чем и кому они, партнеры, могут быть полезны.

Самое время задуматься, что в эпоху четвертой технологической революции партнеры могут предложить рынку? Сервисы? Компетенции экспертов? Помощь в разработке умных приложений, их миграции в новые среды? Не исключено, что именно это, поскольку процедура миграции в широком смысле (с устаревшего «железа» на новое оборудование, с предыдущих версий ПО на новые или в облака) сегодня становится обязательным звеном жизненного цикла ИТ-инфраструктуры.

Поскольку многие программные продукты и платформы корпорации переносят в облако, предлагая комфортные тестовые условия, и заказчики могут пользоваться ими фактически без посредников, партнерам приходится нащупывать новую почву под ногами в цифровом мире.

Не менее актуальные проблемы, связанные с цифровизацией, волнуют и производства в реальном секторе экономики. Об этом, в частности, шла речь на Oracle Modern Cloud Day в выступлении ИТ-директора «Уралкалия» Кирилла Алифанова.

Напомним, что это предприятие в Соликамске Пермского края занимает одну пятую рынка по запасам и добыче калия в мире. Индустриальные революции не обошли стороной и это производство. Кирка под землей уступила место гидравлическим машинам, на смену которым со временем пришли сборочные линии. «Индустрия 3.0» ознаменовала собой автоматизацию процесса добычи. Теперь на пороге «Индустрия 4.0».

Ожидаемые эффекты цифровизации металлургической и горнодобывающей отраслей, по мнению экспертов, – фантастические. А что происходит на практике?

Ссылаясь на международных экспертов, Кирилл Алифанов привел в своем выступлении классификацию цифровых стратегий:

– полностью цифровой бизнес;

– цифровая обертка;

– цифровая приправа.

В категорию цифрового бизнеса попадает все, что осуществляется через Интернет, например, по типу уберизации, продажа контента и т. д. К реальному миру модель имеет отношение, но не всем производственным компаниям она подходит. Цифровая обертка – это все, что связано с материальным миром, но ограничено нормативно-правовыми нормами. Модель широко используется в банковской, транспортной сферах, организациями, для которых ИТ – основной бизнес.

Для большей части промышленных производств применима стратегия цифровизации в варианте цифровой приправы. В данном случае речь идет о цифровизации операционной модели, а не о переходе компаний в новые виды бизнесы. Цифровизация промышленных предприятий означает внедрение технологий «Индустрии 4.0» для повышения эффективности деятельности, компетенций персонала, оптимизации взаимодействия с клиентом, снижения себестоимости.

К слову, образцы цифровизации общения с клиентом продемонстрировал не только пресловутый Uber, но и интеграторы в фарминдустрии. Первый лишил таксопарки маржи. А вторые, разработавшие свои платформы по доставке лекарственных препаратов, постепенно превращают аптеки в удобные пункты выдачи препаратов рядом с домом. Первые шаги в том же направлении делают предприятия химической и добывающей промышленности, претендующие на то, чтобы напрямую оказывать влияние на агробизнес.

Крупные производители удобрений поняли, что в цифровом мире преуспеет тот, кто первым найдет кратчайший путь к потенциальным потребителям выпускаемой продукции. В настоящее время разрабатывается платформа, которая станет связующим звеном между фермерами и производителями удобрений. При этом фермерам предложат целый набор инструментов Smart Farming (умное сельское хозяйство). В этом перечне будут представлены и всевозможные анализы (почвы, движения биомассы и т. п.), и дроны, и график обработки полей с учетом климатической зоны, и многое другое. На основе технологий больших данных можно будет получать рекомендации о том, когда, куда, какие и в каком объеме нужно вносить удобрения. Это лишь одна из попыток цифровизации модели взаимоотношений с клиентами. Если подобные проекты удастся реализовать, то в российском сельском хозяйстве грядут большие перемены.

На многих деловых мероприятиях, посвященных цифровизации, очень часто говорят о надводной части этого технологического айсберга – цифровых двойниках, Big Data, промышленном Интернете, искусственном интеллекте. Но упускают из виду его нижнюю его часть – современную инфраструктуру, бизнес-приложения, собирающие данные. Без этого цифровизация невозможна. ИТ-директора нередко сталкиваются с проблемой, как донести до руководителей предприятий мысль, что, не имея соответствующей инфраструктуры, даже о пилотных внедрениях технологий думать рано.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку