Цифровая грамотность в цифрах

Топ-панель RIW 2015 прошла с участием министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова
Топ-панель RIW 2015 прошла с участием министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова

На открытии восьмой выставки-конференции Russian Interactive Week (RIW 2015) организаторы озвучили доклады о состоянии отраслей экономики, связанных с Интернет, индекс цифровой грамотности в регионах России и стратегию развития отрасли в дальнейшем. Поскольку на открытии присутствовали министр по связи и массовым коммуникациям РФ Николай Никифоров и его заместитель Алексей Волин, то можно считать, что состоялось представление указанных документов для профильного министра. Правительство и Президент РФ будут ознакомлены с этими документами 1 ноября.

Исследование интернет-экономики подготовили РАЭК, ИРИ и Высшая школа экономики. В нем оценивалось развитие следующих отраслей: мобильная и веб-разработка, SMM, SEO, SaaS, хостинг, домены, игры, музыка, книги, видео, электронная торговля и электронные транспортные услуги. Суммарный оборот указанных индустрий в 2014 г. составил, по оценкам аналитиков, 1,094 трлн руб., на 2015 г. этот показатель планируется на уровне 1,68 трлн руб. Наибольший вклад в результаты 2014 г. дали электронные платежи (476 млрд руб.), электронная торговля (475 млрд руб.) и транспортные услуги (279 млрд руб.).

Практически по всем связанным с Интернет отраслям предполагается замедление развития в 2015 г., однако полная стагнация ожидается только в медийной рекламе (спад 10%) и поисковой оптимизации (сокращение доходов на 3%). В остальных ожидается рост, хотя и небольшой, правда, в рублях. Как отметил Алексей Волин, «отрасль Интернет ужалась по расходам, но продолжила выпускать новые продукты. И это правильный способ реагирования на сложившуюся ситуацию. Фактически интернет-компании быстрее всех среагировали на падение экономики. Кризис – он в головах».

РОЦИТ опубликовал свое исследование по индексу цифровой грамотности в регионах России. Это синтетический индекс, разработанный РОЦИТ для оценки восприятия Интернет гражданами России, который может принимать значение от 0 до 10. По данным РОЦИТ, сейчас общий индекс по России составляет в среднем 4,79. Существуют также субиндексы потребления Интернет, цифровой компетенции и информационной безопасности. Они на текущий момент равны 5,17, 4,48 и 4,85 соответственно. То есть потреблять цифровой контент россияне умеют, информационную безопасность обеспечивают чуть выше среднего, но над цифровыми компетенциями еще нужно работать.

Самым передовым федеральным округом является Северо-Западный (6,46), далее идут Центральный (5,83), Дальневосточный (5,17) и Уральский (5,02). Ниже среднего индекс цифровой грамотности в Южном (4,72), Северо-Кавказском (4,19), Сибирском (3,97), Приволжском (3,30) и новом Крымском (1,34) федеральных округах. Средний индекс Москвы и Санкт-Петербурга составляет 9,16, что логично. Николай Никифоров отметил: «Индекс коррелирует со всеми остальными индексами. Где нет связи, где проблемы с экономикой, там нет и потребления Интернет. Когда мы организовали создание 3G-сети в Крыму, то увидели большой рост именно интернет-трафика. У людей были смартфоны, но они не могли потреблять современные услуги».

Собственно, именно на развитие цифровой грамотности нацелена и программа развития медиакоммуникационной отрасли до 2025 г., которая была разработана МКС. Она предполагает достижение двух стратегических целей одновременно: снижение потребления пиратского контента и насыщение рынка востребованным контентом и сервисами; создание условий для устойчивого развития инфраструктуры доставки контента. Главное, чтобы эти «зайцы» не разбежались.

Для этого предполагается реализация целого комплекса мер, так называемых дорожных карт, которые будут представлены на мероприятии «Новая экономика»,  планируемого на ноябрь. Пока названо семь основных направлений активности: стимулирование платной модели потребления контента; снижение уровня пиратства; сокращение инфраструктурных издержек; выполнение кросс-платформенных измерений; распространение существующего контента в альтернативных средах; улучшение качества услуг; развитие беспроводных технологий. Впрочем, как пояснил для Connect Сергей Плуготаренко, директор РАЭК, уже сейчас дорожных карт разработано значительно больше семи.

Валерий Коржов

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку