Во второй половине октября в столичном выставочном комплексе «Экспоцентр» прошел IV Международный форум «Вся банковская автоматизация», организованный Ассоциацией российских банков и компанией «АйФин Медиа». Мероприятие включало в себя восемь конференций в четыре параллельных потока. Ключевые темы форума-2017 – цифровая революция и преобразования, которые несет с собой цифровая эпоха для тех, кто создает и продает финансовые продукты, управляет финансами банка, отвечает за блокчейн и распределенный реестр, трансформирует ИТ-инфраструктуру, проектирует маркетплейсы и банковские экосистемы, а также тех, кто обязан играть на опережение, выбирая и комбинируя меры безопасности в банковской среде.
Одной из активно обсуждаемых на форуме стала тема инноваций в платежной среде. Сквозь призму экспериментов и их стоимости эти вопросы раскрыла в своем выступлении исполнительный директор процессингового центра «КартСтандарт» (Группа компаний ЦФТ) Майя Глотова. Среди основных тенденций в этом сегменте рынка она отметила бесконтактные платежи, изменение форм-фактора платежа, токенизацию, р2р-переводы и онлайн-платежи, а также повышение безопасности платежных средств. Процесс эволюции NFC-платежей можно сформулировать как переход от сегментных решений к глобальным кошелькам. Шансы инноваций и экспериментов на успех определяются сочетанием нескольких факторов: наличие единых стандартов, готовность потребителей, популяризация через глобальных игроков, разумная стоимость внедрения и тиражирования.
На стенде Группы компаний ЦФТ, которая и в этом году стала одним из спонсоров форума, были представлены все направления бизнеса, ориентированные на финансовый сектор. В рамках деловой программы форума руководители и эксперты инфраструктурного и софтверного направлений, процессингового центра, провайдера дистанционного банковского обслуживания (ДБО) Faktura.ru, платежной системы «Золотая Корона» поделились с аудиторией своим видением будущего рынка банковской автоматизации в эпоху цифровизации финансовой индустрии.
На конференции под названием «Маркетинг финансовых услуг в цифровой экосистеме» выступил заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Владимир Шикин. Он напомнил, что закон, регламентирующий сбор и хранение соответствующих данных (кредитных историй), был принят в 2005 г. К концу того же года в НБКИ была передана информация о 7 млн человек. Через пять лет, когда в базе накопились данные о 32 млн клиентов, появилась возможность создавать модели прогнозирования рисков. В крупных банках стали активно внедряться скоринги. Специалисты розничного кредитования начали использовать в работе индустриальный скоринг НБКИ. Сегодня в базе НБКИ насчитывается 85 млн человек – примерно такое же количество экономически активного населения в России. Наличие структурированной информации (точность передаваемых данных контролируется ЦБ РФ) открывает хорошие возможности для решения маркетинговых задач. Представитель НБКИ рассказал о нескольких продуктах бюро, предназначенных для банков. Один из продуктов – деперсонализированный статистический отчет «Поведенческий анализ заемщика после получения отказа» – позволяет, например, оценивать, насколько верным было решение банка, отказавшего в кредите потенциальному заемщику. Благодаря такому инструменту можно проанализировать эффективность правил выдачи кредитов банком и привлекательность любых банковских продуктов. Другой продукт НБКИ позволяет учреждениям определить уровень фактической лояльности банка по отношению к своим клиентам.
По традиции одним спонсоров форума выступила компания «Бифит». В рамках деловой программы эксперты компании рассказали о преимуществах платформы ДБО «iBank2» и возможностях, реализация которых помогает банковскому бизнесу не только привлечь новых клиентов, но и увеличить доходы от имеющихся. На стенде компании специалисты демонстрировали работу модулей платформы и представляли новые сервисы, в частности сервис электронного документооборота «Бифит ЭДО», продукт «Бифит.Касса», и обращали внимание на решение задач интеграции с платформой «iBank2». Еще одной темой выступления сотрудников компании стало применение специальных плагинов для работы с криптографией на клиентских рабочих местах в рамках различных систем ДБО. В настоящее время банковские учреждения могут поддерживать любые инструменты криптографии, которыми пользуются клиенты.
На стенде консорциума iCAM Group можно было встретить представителей трех компаний – iDSystems, iSimpleLab и iQStore, входящих в консорциум. На конференции, посвященной цифровой революции в банковском бизнесе, выступил президент iSimpleLab Дмитрий Мирошников, который рассказал, как меняется представление банков о системе ДБО, какая связь между организационной структурой учреждения и архитектурой ПО. В ходе цифровой революции изменения происходят не только в архитектуре ДБО, но и в организационной структуре банка. В докладе руководителя iSimpleLab также рассматривались лучшие практики по бизнес-процессам на примере Agile и по архитектуре на примерах Amazon и Netflix.
На конференции «Создание и продажа финансовых продуктов в цифровой среде» компания iQStore представила программный продукт iQChannels как экосистему обслуживания клиентов. Одна из устойчивых тенденций на рынке состоит в том, что люди в мессенджерах уже не только общаются, но и переводят деньги, рассчитываются за покупки. Отправлять сообщения в виде текста, картинок или ссылок удобнее и дешевле. Финансовые учреждения и операторы, в частности телеком-компании, этот тренд всячески поддерживают, учатся обслуживать клиентов в формате чата, предлагать продукты и услуги. Выгода – в снижении операционных расходов на трафик. Разработчики программных продуктов – инструментов для вывода на рынок таких сервисов – прилагают усилия к тому, чтобы быть полезными финансовым организациям в создании экосистемы обслуживания клиентов.
Одна из конференций на форуме была посвящена теме искусственного интеллекта, который называют сегодня кандидатом на вакансию в банке. Современные аналитические системы служат инструментами ведения бизнеса, а для решения банковских задач используются методы машинного обучения.
Под лозунгом «Игра на опережение» была составлена программа еще одной конференции в рамках форума, посвященной вопросам безопасности в банковской сфере. На ней шла речь о национальных стандартах безопасности банковских операций, защите банковских и платежных систем, компонентов ИТ-инфраструктуры, каналов обслуживания. Эксперты анализировали подходы к обеспечению киберустойчивости кредитных организаций. Большое внимание, если судить по вопросам к докладчикам, сегодня уделяется потенциалу удаленной идентификации и аутентификации с использованием возможностей биометрии, технологиям биометрической регистрации физических лиц, вопросам их применимости в клиентских приложениях.
Сотрудники РДТЕХ рассказали об инструментах оптимизации затрат на ИТ, продемонстрировали преимущества решения для электронного архива документов.
На стенде компании наряду с решениями для финансового сектора был представлен проектный опыт РДТЕХ в сегменте страховщиков. По словам специалистов, большой интерес банки проявляют к решениям по противодействию отмыванию денег и финансированию террористических группировок. Справиться с такими задачами позволяет специализированная ИТ-система Siron от РДТЕХ. Одна из ее функций – обеспечить соблюдение требований регулятора по предоставлению отчетности, отражающей расследование подозрительных транзакций и операций. Система построена по модульному принципу. Один модуль, отвечающий за первоначальную идентификацию и регулярную проверку данных клиента, проводит оценку риска деловых отношений, сравнивает с внутренними и общедоступными «черными» списками и правилами поверки, а также с базами данных о публичных должностных лицах. Другой модуль системы согласно настроенным сценариям фиксирует отклонения в поведении клиентов, о чем оперативно оповещаются соответствующие службы. Благодаря этому можно провести расследование подозрительных случаев.