Цифра всему голова
Концепция цифровой трансформации предприятия предполагает создание бизнеса, управляемого данными. Именно данные, а не ресурсы, финансы, производственное оборудование и другие объекты реального мира должны стать центром цифрового предприятия. Для этого необходимо собирать сведения практически обо всем: наличных ресурсах, доступных финансах, состоянии производственного оборудования, логистике доставки сырья и продажи готовой продукции, конъюнктуре на рынках сырья и продуктов, валютных курсах, предсказаниях погоды, результатах выборов, предложениях новых цифровых сервисов и множество другой информации, которая может помочь в оптимизации расходов. Концепция цифровизации предполагает не столько преобразование физических активов, сколько перестройку бизнес-процессов и инструментов взаимодействия компании с клиентами и партнерами.
Трансформация
Общим подходом к преобразованию предприятия в цифровой бизнес является вовлечение во внутренние процессы компании ее партнеров, клиентов и, конечно, собственных сотрудников − все они должны взаимодействовать с информационной системой компании для максимально точного удовлетворения потребностей клиентов. Итак, рассмотрим действующих лиц цифровой экосистемы подробнее.
Клиенты
Чтобы удовлетворить потребности клиентов, необходимо знать, что же им действительно нужно. Для этого можно использовать информационную систему, которая позволила бы клиенту максимально точно сформировать заявку на услугу с подробным описанием каждой опции, возможными вариантами поставки, стоимости и времени исполнения. Это можно сделать в виде специального мобильного приложения, портала или специализированного устройства. Клиентам также могут быть предложены какие-нибудь интеллектуальные устройства − их еще называют интернет-вещами, точнее IoT. С помощью таких устройств компания предоставляет сервис и контролирует потребление услуг. Например, клиент может «купить» кнопку, нажатие которой будет приводить к заказу, например, стирального порошка, и «прилепить» ее к самой стиральной машине. Конечно, настраивать такую кнопку для заказа конкретного порошка и средства оплаты за него придется через мобильное приложение или портал, т. е. клиент может максимально подробно один раз настроить необходимую ему услугу и в дальнейшем удобно и быстро заказывать необходимые ему товары. Сложные продукты, такие как автомобили и вертолеты, также должны содержать модули диагностики с возможностью передачи данных производителю для анализа и оценки израсходованного ресурса.
Сотрудники
Для персонала компании важно своевременно получать информацию, необходимую им для принятия бизнес-решений, которые позволили бы, с одной стороны, максимально точно удовлетворить потребности клиента, с другой − потратить на выполнение своих обязанностей минимальное количество времени и иных материальных ресурсов. Цифровизация персонала − это прежде всего обучение сотрудников оптимизации расходов при предоставлении сервиса в полном объеме. В процессе принятия решения сотрудники должны учитывать возможности компании, стоимость работ и массу других параметров. Для этого требуется умение работать с аналитическими системами, анализировать множество вариантов и выбирать из них приемлемый.
Ключевой концепцией здесь является полный жизненный цикл продукта. Например, компания, которая торгует лазерными принтерами, должна получать от установленных у заказчиков устройств сведения о количестве расходных материалов (прежде всего порошка) и состоянии основных узлов. Зная эту информацию, обслуживающий сотрудник может предсказывать время, когда нужно привезти новую коробку порошка или заменить рабочий вал принтера. Такой проактивный мониторинг состояния устройств, работающих на стороне клиента, позволяет оптимизировать расходы на ремонт и обслуживание, максимально использовать ресурсы конкретного изделия. Сейчас контакты полного жизненного цикла становятся все более популярными в мире, однако реализовать их без проведения цифровой трансформации вряд ли получится.
Партнеры
Современные цифровые продукты производит не отдельная компания − они базируются на интеллектуальных устройствах, которые подключаются к сети, сохраняют данные в облаках и анализируются с помощью различных приложений. Сами устройства − лишь вершина айсберга, у которого под водой (а точнее, в облаках) скрыта основная интеллектуальная часть услуг. На текущий момент практика, когда все компоненты продукта выпускаются одной компанией, признана устаревшей. Сейчас конечный продукт только продается и обслуживается разработчиком, но при этом постоянно требуется непрерывное взаимодействие со специалистами поставщиков различных компонентов. Для создания среды постоянного электронного взаимодействия используются различные платформы, которые позволяют распределить обязанности между партнерами таким образом, чтобы клиент мог выбрать лучшего при обслуживании.
Классическим примером распределенной инфраструктуры взаимодействия партнеров является компания Uber. Изначально она даже не имела собственных автомобилей, а просто сводила владельцев такси с их потенциальными клиентами. Однако сама Uber фактически является единым центром управления всей сетью клиентов и соответственно единой точкой отказа. Сейчас разрабатываются такие технологии взаимодействия партнеров на рынке, которые не имеют центрального управляющего звена. Подобные технологии организации бизнеса предполагают использование блокчейна для сведения клиентов с исполнителями. Блокчейн позволяет обеспечивать функционирование децентрализированной сети партнеров.
Цифровая трансформация предприятия − это встраивание собственного бизнеса в соответствующие электронные инфраструктуры для предоставления цифровых сервисов. Цифровизация − это превращение процесса производства и продажи товаров в предоставление сервисов. Не продажа автомобилей, но аренда средств передвижения; не холодильник, но свежие продукты; не станки, но универсальное устройство для производства готовых изделий. Правда, для этого зачастую проще создать новый цифровой бизнес, чем трансформировать старый.
Тем не менее постепенная автоматизация предприятия и внедрение интерфейсов для взаимодействия с цифровыми платформами позволят хотя бы приблизиться к модели цифрового предприятия. Начинать процесс стоит с разработки приложений для клиентов, чтобы выяснить их потребности. Затем необходимо «цифровизировать» персонал, который должен получить новые навыки работы с цифровыми средами, и лишь после этого начинать встраиваться в цифровые инфраструктуры для партнерского взаимодействия.
Однако стоит отметить и отрицательные стороны цифровой трансформации, в частности для клиентов. Дело в том, что предоставление услуги привязывает клиента к производителю. И если для мобильных телефонов это кажется непринципиальным, то, например, для станков с ЧПУ, ситуация несколько иная. Производитель в любой момент может отказаться предоставлять услуги по не зависящим от клиента причинам, и купленные исправные, но цифровые станки превращаются «в тыкву». Фактически владелец инфраструктуры диктует условия предоставления услуги клиенту. Конечно, децентрализованные инфраструктуры, построенные на основе технологии блокчейна, вероятно, могут снизить зависимость клиента от поставщика цифровых услуг, однако пока они являются чисто теоретическими. Вопросы доверия к цифровым инфраструктурам со стороны клиента − ключевые при предоставлении цифровых услуг. Поэтому важно, чтобы услуги предоставлялись кластером взаимосвязанных предприятий, расположенных хотя бы на территории одной страны.
Инструменты
ИТ-индустрия на сегодняшний день наработала несколько стандартных подходов к построению цифровых решений. Рассмотрим место каждого из них в цифровой трансформации предприятия.
IoT и мобильность
Одно из ключевых направлений развития ИТ-индустрии − «мобилизация» всех устройств и подключение их к Интернету. Для предприятий подобные подключенные устройства являются основой цифровой трансформации. Если ваше предприятие не выпускает специализированного устройства, взаимодействующего с пользователем, или хотя бы мобильного приложения, то процесс цифровой трансформации нельзя считать завершенным. Именно эти устройства или приложения позволяют компании предоставлять услуги в цифровом виде и собирать сведения о действиях и потребностях клиента, которые используются для анализа и оптимизации.
Облака и виртуализация
Собираемые клиентскими устройствами данные нужно где-то хранить и обрабатывать, причем как можно ближе к клиенту. Для этого можно использовать технологию виртуализации, которая позволяет переносить компоненты приложений, обеспечивающие предварительную обработку информации, на арендованные серверы, расположенные максимально близко к источнику данных. Облака позволяют клиентским приложениям получать максимально подробную информацию о предоставляемых услугах, а системы автоматизации облачных вычислений − ускорить и оптимизировать процесс разработки и предоставления цифровых услуг.
Большие данные и аналитика
Собираемые клиентскими устройствами данные необходимо полностью и оперативно обрабатывать. Для этого используются распределенные инструменты анализа, которые получили наименование большие данные и сейчас хорошо интегрируются с облачными вычислениями и виртуализацией. Комплекс технологий больших данных позволяет за счет распределения вычислений по множеству серверов оперативно обрабатывать значительные объемы информации, поступающей от клиентов. На основе аналитических выводов сотрудники компании и принимают решения по оптимизации предоставления услуг и проблемам заказчиков.
Блокчейн
Технология распределенных реестров по своей сути является базой данных с цифровой подписью, которая обеспечивает взаимодействие участников, не доверяющих друг другу. Блокчейн нужен там, где присутствует недоверие, чтобы каждый участник хранил у себя полную копию базы данных. В случае взаимодействия конкурирующих на одном рынке компаний как раз и возникает необходимое для надежности блокчейна недоверие, поэтому теоретически он является хорошей технологической платформой для взаимодействия партнеров и обеспечения конкурирующих условий, что и гарантирует оптимизацию расходов в сложных цепочках поставок. Поэтому при цифровой трансформации без участия компании в каком-нибудь блокчейн-проекте вряд ли удастся обойтись.
Комплекс перечисленных технологий − это ИТ-мейнстрим, по которому проходят большинство компаний, желающих приобщиться к цифровой индустрии.
Цифровое заключение
Следует отметить, что Правительство Российской Федерации, понимая важность цифровой трансформации российских предприятий, приняло летом прошлого года Федеральную целевую программу «Цифровая экономика», реализация которой позволит создать те самые цифровые инфраструктуры, которые необходимы для цифровой трансформации российских предприятий. Программа разделена на пять блоков: инфраструктура, нормативное регулирование, образование, технологические заделы и информационная безопасность. В разделе «Инфраструктура» предусмотрено создание платформ для цифрового взаимодействия до 2024 г. в десяти отраслях. В технологических заделах, которые планируется развивать в рамках программы, перечислены практически все названные выше технологии для цифровизации предприятий. На реализацию программы «Цифровой экономики» предусмотрены как бюджетные средства, так и финансирование из внебюджетных фондов. Старт этой программы − лучшее время для начала цифровой трансформации собственного бизнеса. Компании, не умеющие работать с данными, скорее всего, в ближайшее время уйдут с рынка − это предсказывают зарубежные аналитики. Правительство РФ, инициировав программу «Цифровая экономика», рассчитывает стимулировать цифровую трансформацию предприятий России и тем самым сохранить их конкурентные преимущества как внутри страны, так и на мировом рынке.
Валерий Коржов, Connect