24 июля состоялся Forum.Digital Sport, организованный в онлайн-режиме Фондом развития цифровой экономики при поддержке Минспорта РФ. Цифровые технологии внедряются во все сферы жизни, и спорт – как профессиональный, так и любительский – не исключение. В условиях ограничений, вызванных пандемией, в частности, отмены массовых мероприятий, спортивная индустрия оказалась в непростой ситуации. Однако кризис – это не только вызов, но и возможности. К какому будущему готовится спортивное сообщество, и какая роль отводится цифровым технологиям? Эти вопросы наиболее активно обсуждались на пленарном заседании и тематических секциях форума.
Проекты и программы цифровизации спорта преследуют несколько целей, в числе которых оптимизация проведения массовых мероприятий, повышение качества управления спортивными объектами.
Цифровизации спорта уделяется все больше внимания, отметил, выступая на пленарном заседании Forum.Digital Sport, заместитель министра спорта РФ Андрей Сельский. Для спортивной сферы, как и любой другой, актуальны три уровня цифровой зрелости: первичная автоматизация, создание сервисов на основе данных и использование их как источника повышения эффективности. По словам чиновника, «мы находимся в начале этого пути. Чтобы прийти к быстрым результатам, надо бежать по трем уровням».
Представитель министерства очертил круг проблем в области цифровизации индустрии: отсутствие централизованных сервисов для граждан, и масса бумажного документооборота при проведении соревнований, трудности со сбором отчетности и сведением статистических данных, дублирование и противоречивость данных во всевозможных реестрах, длительный цикл базовых процессов (таких, например, как присвоение спортивных званий и разрядов). Государственные и частные проекты в сфере цифровизации спорта недостаточно увязаны между собой.
В Минспорта ориентируются на несколько клиентских аудиторий и стремятся удовлетворить потребности каждой из них: население (обеспечение доступности и привлекательности массового спорта путем внедрения цифровых продуктов и сервисов); отраслевое сообщество, спортсмены и объединяющие их организации (внедрение цифровых сервисов и механизмов работы с данными для повышения эффективности управления и тренировочного процесса); организации образования и спортивной подготовки (внедрение цифровых технологий и онлайн-курсов); предприниматели и бизнес (поддержка перспективных технологий и продуктов для физкультуры и спорта); регуляторы (повышение эффективности регулирования спорта за счет оптимизации процессов, поддержки принятия решений). Объем работы по каждому направлению довольно внушительный.
В числе первоочередных цифровых продуктов Андрей Сельский назвал сервисы записи в спортивные школы, на тренировки и спортивные мероприятия, сервис присвоения разрядов и званий, единый календарный план спортивных соревнований, автоматизацию сбора данных для статистической отчетности Минспорта РФ. По этим пилотным направлениям ведется полный цикл работ: от концепции к техническому заданию, получению финансирования и разработке.
Подчеркнув важность статистики, чиновник напомнил о приоритете целевых показателей на основе объективных данных, которые спортивной отрасли предстоит научиться оперативно собирать. «Пока мы этого не умеем – типовые формы статистической отчетности по Минспорту формируются раз в год», – сказал Андрей Сельский. На уровне предоставления данных планируется ввести обязательность использования соответствующих сервисов.
При решении задачи цифровой трансформации отрасли необходимо соблюдать принципы клиентоцентричности, продуктового подхода, открытости, оптимизации процессов (не просто автоматизировать, но и улучшать), восприятия данных как ценности (учиться их интерпретировать), развития экосистемы (не насаждать отдельные ИТ-решения), гибкости и информационной безопасности (особенно применительно к персональным данным спортсменов).
В повестке дня цифровизации спортивной индустрии – устранение нормативных барьеров. В профильном министерстве намерены инициировать изменения ряда норм, которые входят в сферу ответственности не только министерства, но и других ведомств, и предусмотрены как законами (например, «О физической культуре и спорте»), так и регламентами проведения отдельных соревнований. Чиновник упомянул и приказы «Росстата» о статистической отчетности, приказ «Росархива», предписывающий хранить данные о разрядах и званиях в бумажном виде на протяжении 75 лет.
Минспорта открыто для идей и предложений в области нормативного регулирования. Чиновники могут не видеть препятствий, которые несложно устранить. Например, согласно действующим требованиям спортивный объект не может платить комиссию с эквайринга посреднической организации, которая организует запись на посещение данного объекта. Некоторые другие нормы также требуют изменения или доработки.
Команда департамента цифровой трансформации из 12 человек была сформирована в Минспорта с нуля за последние три-четыре месяца. Кроме того, создана рабочая группа, в которую входят представители разных ведомств, спортивных и коммерческих организаций, а также регионов, готовых инициировать пилотные проекты. На базе этой группы решено развивать экспертную составляющую по пяти пилотным направлениям, разработать соответствующие методические рекомендации.
По словам участников форума, цифровая трансформация в спорте – один из приоритетов, определяющих будущее индустрии. Продолжается создание единых реестровых моделей, аккумулируется большое количество данных, расширяются возможности их интерпретации. Каким образом и кому эти данные будут доступны (коммерческому провайдеру, автору мобильного приложения, гражданину и т. д.) – актуальный и дискуссионный вопрос. На базе различных платформ можно получить доступ к широкому спектру самых разных сервисов (от прохождения медобследований до заказа кроссовок). У этого сегмента огромный рыночный потенциал.
В разной степени готовности десятки проектов цифровизации спорта. В рамках форума состоялись презентации полутора десятков проектов. Многим из них не помещает содействие в виде информационной поддержки и рекомендаций, это даст возможность получить доступ к объектам, инфраструктуре спортивных федераций, чтобы апробировать и развивать идеи. Профильное министерство готово идти навстречу перспективным инициативам. В планах Минспорта – создание реестра технических решений, ИТ-сервисов в области спорта. Не исключено формирование профильных акселераторов, использование возможностей существующих.
Спортивная индустрия многогранна: спорт высоких достижений, направление здорового образа жизни (ЗОЖ), киберспорт. У каждого сегмента свои объемные задачи и подходы к их решению. Одной из основных проблем на данном этапе сопредседатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики, глава Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко назвал коммуникации между теми, у кого есть опыт цифровизации, и теми, кто предпринимает попытки внедрения технологий. ИТ-компании на 90% понимают «в цифре», на 10% – в спорте. И наоборот. Другая проблема – ресурсы и нехватка специалистов (программистов, разработчиков). Поэтому важно адаптировать имеющие ресурсы, реализованные в других отраслях проекты, максимально использовать все доступные наработки. Основная компетенция цифры – масштабируемость. Спорт высоких достижений, массовая физкультура, ЗОЖ, киберспорт – разные истории, объединенные одной задачей. Ее успешное решение во многом зависит от взаимных договоренностей.
Последствия пандемии стали вызовом для спортивной индустрии и одновременно предоставили окно возможностей тем, кому удается развивать и спортивную, и технологическую составляющие. На этом заострил внимание генеральный директор World Class Николай Прянишников. В компании давно сделали ставку на цифровизацию, предложили ряд цифровых сервисов, однако за время карантина многое изменилось. Закрытие фитнес-клубов на три месяца заставило пересмотреть отношение к цифровому направлению World Class. Вначале предложили клиентам онлайн-помощь в поддержании формы, разработали сетку спецпрограмм, включающих йогу, танцы, групповые тренировки для людей разного возраста. Идеями заинтересовались интернет-пользователи. На разных ресурсах онлайн-тренировки собрали более 40 млн просмотров. Компания зафиксировала резкий рост подписчиков в инстаграм (плюс 210 тыс.), YouTube (плюс 50 тыс.).
Наряду с бесплатными и доступными пользователям программами предложили платные тренировки под руководством специалистов. Заказывать их можно через мобильное предложение. Теперь в компании разрабатывают новое приложение, которое будет подстраиваться под клиента, учитывать его особенности и откроет доступ к дополнительному контенту и оптимальному тренировочному процессу. Сочетание офлайн- и онлайн-инструментов в индустрии Николай Прянишников назвал выигрышным вариантом. Цифровые ресурсы и решения помогают расширить аудиторию. Развитие этого направления, начавшего, по сути, с социального проекта, желания поддержать клиентов компании, которая за время пандемии понесла большие убытки, позволяет теперь наращивать аудиторию. Получены первые доходы по рекламным контрактам, что стало очередным шагом по пути коммерциализации онлайн-тренировок. В компании уверены, что цифровое направление бизнеса из разряда маржинальных.
Курс на цифровизацию позволяет привлекать к занятиям физкультурой и спортом аудиторию, которая пока не может позволить себе в офлайне стать участником спортивного сообщества, считает управляющий партнер Newman Sport, сооснователь IRONSTAR & ROSA RUN
Владимир Волошин. Профессиональная фитнес-отрасль благодаря цифровизации выиграла у фитнес-блогеров. Такой вывод был сделан на основе опроса аудитории, которая начала заниматься фитнесом в домашних условиях благодаря появлению тренировок в онлайн-кинотеатрах, YouTube, соцсетях. Выяснилось, что фитнес-блогеры не имели офлайновой практики работы с живой аудиторией. Профессиональные тренеры, которые получили возможность работать в онлайн-режиме, хорошо чувствуют аудиторию даже на расстоянии. И если в первые недели пандемии лидерство сохраняли фитнес-блогеры, то потом пальма первенства перешла к профессионалам, что, в частности, подтверждается результатами работы специалистов из World Class.
Спортивная индустрия многогранна: девять категорий участников, 300 тыс. организаций, объединяющих примерно 40 млн граждан. Развивается государственная информационная система физкультуры и спорта (ГС ФКиС). Многообразие спортивной аудитории (профессиональный, любительский спорт, сторонники ЗОЖ, люди, занимающиеся тренировками время от времени, самостоятельно, пользователи трекеров, желающие укрепить свое здоровье регулярными прогулками в парках, и т. д.) не позволяет надеяться на создание единой цифровой платформы. Уже сегодня на рынке колоссальное количество доступных цифровых сервисов.
В то же время специалисты прилагают усилия к разработке системы, обеспечивающей возможность аккумулировать данные, на базе которых можно будет принимать управленческие решения о развитии индустрии. В частности, давать ответы на вопросы о приоритетных направлениях, актуальных запросах постоянных клиентов и потенциальных пользователей сервисов. Одним из ключевых показателей эксперты называют индекс вовлеченности людей в физическую активность.
Цифровизация касается всех процессов спортивной индустрии, оптимизация которых возможна на основе использования широкого спектра технологий и экосистем, позволяющих развивать совмещенные программы лояльности, и понимания клиентов. В кризис выиграли бизнесы, которые вошли в него, зная предпочтения целевой аудитории. ИТ-инструменты дают возможность описывать клиентскую базу огромным количеством маркеров – более 60, что позволяет спортивной индустрии выстраивать полноценный бизнес совместно с ритейлерами, торговыми центрами, службами такси, авиакомпаниями. В таком случае спорт является источником привлечения инвестиций, профессиональных кадров. Но пока у большинства предпринимателей микро- и малого бизнеса в сфере спорта отсутствует бизнес-модель. Создание акселератора (спорттеха) позволит им разобраться во внутренних процессах, привести свои проекты в порядок, принимать грамотные управленческие решения.
Важность клиентских баз давно оценили мировые бренды, которые в свое время скупили стартапы, научившиеся измерять физическую активность человека с помощью «умных» часов и браслетов. Именно это позволило им планировать бизнес на три-пять лет, регулировать объем выпуска продукции для йоги, бокса, трекинга и далее по списку. Потребители формируют тренды и подсказывают производителям товаров, как выстраивать отношения с любой категорией клиентов на основе больших данных.
Благодаря цифровизации любой спорт становится еще более зрелищным, поскольку болельщикам доступно больше данных, генерируемых спортсменами. Первый чемпионат мира по велоспорту, проведенный в онлайн, привлек внимание 160 тыс. зрителей. Собрать такое количество офлайн едва ли возможно. Эксперты утверждают, что карантин заставил спортивную индустрию пересмотреть свое отношение к цифровым технологиям и сервисам, повысив интерес к соревнованиям тех, кто не причислял себя к болельщикам.
Спорт будущего на 100 процентов связан с технологиями, которые касаются не только здоровых, но и людей с ограниченными возможностями. По разным оценкам, примерно 13,5 млн россиян имеют отношение к данной категории. Приобщение их к киберспорту может служить драйвером развития компаний, разрабатывающих технологичные средства реабилитации.
В основе развития новых направлений лежат планы цифровой трансформации. Будущее спортивной индустрии – за открытыми цифровыми платформами и сервисами, которые востребованы уже сегодня.