По данным опроса, проведенного среди россиян «Левада-центром», 58% респондентов считают рост цен главной проблемой общества. В Кремле заявили, что ситуация с ценами на продовольствие под контролем. Обсуждение этой темы в публичном пространстве началось еще в конце прошлого года.
В декабре премьер-министр подписал постановления для стабилизации ситуации на рынке продовольствия. Минсельхоз вместе с Минпромторгом и ФАС анонсировали заключение спецсоглашений с производителями и торговыми сетями. Ожидалось, что соглашения помогут снизить и поддерживать на нормальном уровне цены на отдельные виды востребованных товаров, например, сахар и подсолнечное масло.
Договоренности были рассчитаны на период до конца первого квартала 2021 г., а следить за их исполнением было поручено Федеральной налоговой службе. Для этого ФНС использовала данные онлайн-касс, но в дополнение к мониторингу, осуществляемому «Росстатом». В декабре 2020 г. была создана межведомственная рабочая группа по мониторингу и оперативному реагированию на изменение цен на социально значимые товары.
В первой декаде марта тема вновь вышла на первые полосы новостных лент. Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился отслеживать цены на товары и услуги, чтобы вовремя принимать меры для их сдерживания. Мониторинг и оценку ситуации поручили Минэкономики, «Росстату» и Федеральной антимонопольной службе. При этом «ценовое кураторство» конкретных товаров вменили в обязанность профильным органам, которые должны направлять в Правительство предложения по сдерживанию цен.
Так, Минсельхоз отвечает за продукты питания и табачные изделия, Минпромторг – за потребительские товары, включая бытовую технику, мебель, компьютеры и телефоны, Минздрав – за медицинские изделия и лекарственные препараты, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги, Минэнерго – за бензин и дизель, Минцифры – за услуги связи, Минстрой – за жилищно-коммунальные услуги, Минтранс – за пассажирские перевозки воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также городским наземным электротранспортом, Минпросвещения – за услуги дошкольного воспитания, общего и среднего профессионального образования, Минобрнауки – за услуги высшего образования, «Ростуризм» – за проживание в гостиницах на внутреннем рынке, Минкультуры – за ситуацию в подведомственных учреждениях, «Росалкогольрегулирование» – за алкогольную продукцию.
По данным «Росстата», в феврале 2021 г. инфляция составила 0,8% против 0,7% в январе. За январь – февраль текущего года цены выросли на 1,5%.
В Минэкономразвития сообщили, что ситуацию с ценами анализируют на еженедельной основе. Для мониторинга цен на товары и услуги используются данные статистики, онлайн-касс, информация, получаемая от Федеральной антимонопольной службы и сетей.
Министр экономического развития Максима Решетникова сообщил: «Используется широкий спектр источников информации: не только данные статистики по уровню цен как производителей, так и розничных цен, контрольно-кассовой техники. Мы постоянно взаимодействуем с Федеральной антимонопольной службой, торговыми сетями, получаем от них информацию и дополнительно сейчас еще и усилили мониторинг мировых рынков».
Наряду с этим проводится работа по созданию национальных индикаторов товаров. «Развиваем практику регистрации контракта на бирже на первом этапе, затем стоит задача по усилению биржевой торговли», – пояснил министр.
«Платформа ОФД» – крупнейший в нашей стране оператор фискальных данных. Для того чтобы отследить, как изменилось поведение покупателей упомянутых сахара и подсолнечного масла в январе 2021 г., аналитики изучали по 44 млн чеков в сутки с 1 млн онлайн-касс. Выяснилось, что количество покупок сахара уменьшилось по сравнению с декабрем на 12%. При сравнении средних затрат на приобретение единицы товара представители «Платформы ОФД» учитывали объемы упаковки, акции магазинов и скидки по программам лояльности. Цены на многие товары зависят от сезонного спроса, резкие скачки сменяются периодом стабилизации.
Для своевременного реагирования на потенциальный рост цен на товары и услуги постоянного мониторинга недостаточно. На первом этапе такая работа, безусловна, необходима, но в дальнейшем без развития аналитических служб не обойтись. Использование аналитических инструментов позволит прогнозировать колебания цен на продовольствие. В противном случае высока вероятность того, что механизмы ценового регулирования придется распространять на новые категории продуктов и услуг, что иначе как вмешательством в рыночные механизмы не назовешь.
В Минэкономразвития заявили, что выступают за экономическое регулирование вопросов ценообразования. Однако, по словам министра, такие «механизмы, в отличие от административных, требуют времени для проработки и внедрения. Очень важно мониторить ситуацию и видеть процессы в зародыше, чтобы вовремя принимать меры».
Для принятия точных решений большое значение имеют скорость получения данных и своевременный их анализ. Эффективность продаж напрямую зависит от конкурентности цен, поэтому отслеживание цен – первостепенная задача и для Правительства, и для сетей. Лучший способ делать это оперативно и получать точные данные – использовать инструменты автоматического сбора информации по заданным критериям или облачные сервисы, снабженные аналитическим функционалом.
Предпринимаемые попытки зафиксировать цены (в случае с сахаром и маслом – до 1 апреля 2021 г.) также требуют макроэкономического анализа и прогноза на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Без технологий искусственного интеллекта здесь не обойтись. С мониторингом, сбором данных в условиях действия административных и регулятивных механизмов дело обстоит неплохо. Теперь пора задаться вопросами, какие закономерности удалось выявить, и как их учитывать при выборе экономических инструментов ценообразования.
https://www.connect-wit.ru/