Центры управления поколения 4.0. Эксперты обсудили опыт реализации проектов и перспективы развития

Компания Polymedia провела круглый стол «Ситуационные центры и центры управления: опыт реализации и перспективы развития». В рамках онлайн-мероприятия эксперты обсудили особенности создания региональных и федеральных центров управления нового поколения, механизмы взаимодействия ситуационных центров субъектов РФ и центров управления федерального уровня.

Направление ситуационных центров развивается на протяжении нескольких десятилетий. Поводом для проведения круглого стала послужил всплеск интереса к этой теме в последние годы. Эксперты объясняют это комплексом факторов, таких как увеличение количества угроз (политических, информационных, экономических, экологических и т. д.), растущие потоки информации, сокращение времени принятия решений, а также сложность процессов управления. В современных условиях традиционные методы оценки рисков, контроля и управления неэффективны.

 

Методология построения СЦ

Президент группы компаний Polymedia Елена Новикова поделилась опытом проектирования и создания ситуационных центров разного назначения. В частности, она отметила, что проектирование объекта должно занимать не меньше времени, чем реализация проекта. При определении подходов к строительству СЦ предстоит выбрать техническое решение (должно соответствовать целям, задачам и режиму работы объекта), информационно-аналитическую платформу и другое ПО, соответствующее помещение для продуктивной работы.

Методология построения СЦ, оснащенного множеством систем, предусматривает предпроектное исследование, состоящее из разработки концепции, определения места объекта в общей структуре управления, составления предварительных моделей предметной области.

Большое внимание в выступлении было уделено эффективности работы СЦ. В частности, речь шла об информационном взаимодействии ситуационного центра региона (субъекта РФ), который передает информацию в различные федеральные министерства и ведомства. Эффективность была бы выше, если бы информация передавалась в обе стороны – СЦ региона располагал бы большим количеством данных, необходимых для принятия решений.

 

Инструменты аналитики

О возможностях модулей аналитической системы, а также об особенностях отдельных СЦ рассказал руководитель направления по информационным системам компании Polymedia Николай Муравьев. Например, СЦ Аналитического центра при Правительстве РФ отличается от традиционной модели тем, что в комплекс накопления и аналитической обработки информации встраивается компонент управления инцидентами. Аналитическая система выступает в двух ипостасях: методика работы с фиксируемыми инцидентами, инструмент определения инцидентов (благодаря прогнозным функциям, мониторингу соблюдения допустимых коридоров).

В России научились строить СЦ, но это полдела. Одна из проблем развития ситуационных центров состоит в неэффективности использования оборудования и систем, которыми оснащены такие объекты. Функционирование СЦ, интегрированных в систему распределенных центров, нужно выводить на новый уровень, заметила Елена Новикова. Для этого необходимо совершенствовать методологию их функционирования – обеспечивать вовлеченность руководителя в работу СЦ, управление на основе данных (правильно собранных и выверенных), выявление и отработку инцидентов, интеграцию с центрами управления регионами, сервисами умного и безопасного города.

 

Проактивное реагирование

Отличие СЦ нового поколения, или 4.0, заключается в проактивном реагировании на ситуации. Анализировать информацию и выявлять критичные точки позволяет BI-платформа, осуществлять управление инцидентами – IMS-платформа.

Среди направлений развития интеллектуальных технологий в СРСЦ эксперты отметили необходимость создания информационно-моделирующей платформы, разработки системы экономико-математических моделей ситуационного анализа, расширения номенклатуры собираемой информации, а также обмена различной информацией между органами исполнительной власти в процессе решения функциональных задач (причем в режиме не только онлайн, но и офлайн). Специальный шлюз должен обеспечивать фильтрацию поступающей информации. Сложность предметной области требует реализации механизма защиты информации и средств криптографической защиты непосредственно в информационных системах.

Генеральный директор компании 4 Event Solutions Антон Бакеев посвятил свою презентацию вопросам ситуационного анализа при организации и проведении крупных международных мероприятий, таких как Чемпионат мира по футболу, Универсиада в Красноярске 2019 г., турниров по зимним видам спорта. Накопленный компанией опыт был применен на базе Аналитического центра при Правительстве РФ.

Особое внимание эксперт уделил технологии и схемам отработки инцидентов, использованию системы управления штатными и нештатными ситуациями. По словам Антона Бакеева, «вначале формировалась информационная система по управлению инцидентами, сейчас идут ее отработка и развитие. Такой комплекс работы в рамках Аналитического центра позволяет выполнять задачи и по выделенным проектам».

 

Принципы работы над приоритетными задачами

При реализации выделенных проектов задействуются возможности экспертов трех групп: стратегической, проектной и ситуационной. Наборы задач этих групп различаются. Стратегическая группа отвечает за системный анализ и моделирование, проектная – за реализацию проектов, а ситуационная – за реагирование на отклонения, задачи, инциденты. На таких принципах строится работа Аналитического центра над приоритетными задачами Правительства РФ. Основную работу выполняют уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти. На территории Аналитического центра оборудовано специальное пространство для коворкинга. Оборудованные рабочие места могут трансформироваться и адаптироваться к потребностям специалистов рабочих групп.

В Аналитическом центре при Правительстве РФ реализуется несколько пилотных проектов, в рамках которых отрабатывается взаимодействие ситуационных центров регионального и федерального уровней. Налажен обмен информацией с представителями специализированных ситуационных центров.

В центре внимания руководителя проектов Notamedia Алексея Власова были особенности системы управления инцидентами. Широкий функционал этой системы имеет большой потенциал развития. При создании системы в нее закладывался принцип автоматизации процессов, чтобы свести к минимуму влияние человеческого фактора на этапе отработки того или иного инцидента. В презентации была представлена первая версия системы, которая, по словам эксперта, «получает активное развитие и масштабирование в разрезе СЦ». Система позволяет заводить, обрабатывать и отслеживать события и изменения по ним с момента возникновения и до закрытия, включает в себя работу с бизнес-процессами: создание и согласование события, закрепление ответственных и заинтересованных лиц.

 

В формате вопрос-ответ

В рамках сессии вопросов и ответов подчеркивалось, что СЦ находятся в развитии. В частности, эксперты отметили появление новых форм и решений для СЦ, которые должны быть интегрированы в единую систему. В сегменте крупных корпоративных СЦ есть большой потенциал для работы и обмена опытом, о чем можно судить на примере ситуационных центров «Росатома», «Ростех», «Новатэк», «Почта России» и т. д.

Работа с обращениями граждан – приоритетное направление деятельности центра управления регионом. С одной стороны, ЦУР – независимая точка получения информации через обращения граждан, а с другой – это источник информации для ситуационного центра субъекта РФ. Причем СЦ субъекта агрегирует информацию и через свои порталы обратной связи, платформы. Сейчас налаживается обмен информацией.

На вопрос корреспондента Connect о перспективных направлениях развития системы распределенных СЦ Елена Новикова ответила, что создаются новые центры, например, координационный центр при Правительстве РФ, центры управления регионами, региональные центры управления при Министерстве обороны. Все эти новые точки должны быть интегрированы в единую систему.

Больным вопросом, если не сказать проблемой, остается подготовка кадров, причем не только для СЦ, но и для других сегментов высокотехнологичной индустрии. В вузах следует создавать научно-образовательные ситуационные центры, полагает эксперт.

В заключение эксперты подчеркнули важность информационно-аналитической системы и ВI-платформы для эффективной работы ситуационного центра. Отметили, что для управления и организации работы СЦ большое значение имеет система инцидент-менеджмента. Методология работы предлагается Аналитическим центром при Правительстве РФ. Регионы начинают осваивать соответствующие методики.

https://www.connect-wit.ru/

 

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку