Компания Huawei провела 5G Forum в рамках конференции GSMA Mobile 360 – Россия & СНГ 2018, которая проходила 30–31 октября в Москве. Форум стал площадкой для международной дискуссии, посвященной реализации планов по развитию цифровой экономики в России и СНГ. Представители власти и регулирующих органов, лидеры ИКТ-отрасли и других индустрий обсудили возможности, которые предоставляет мобильная связь пятого поколения для цифровой трансформации транспортной отрасли, а также поделились с гостями своим видением развития 5G в России и мире.
По словам Пола Сканлана, технического директора компании Huawei, сегодня мир стоит на пороге интеллектуальной революции, а некоторые сферы уже оказались активно вовлечены в нее, в частности, экономический и транспортный секторы. Драйвером четвертой промышленной революции должны стать «умные» устройства, которым просто необходима связь с минимальными задержками – ее может предоставить только 5G. Она также обеспечит сверхширокополосный мобильный доступ, ультранадежную связь с низкими задержками и массовое подключение устройств Интернета вещей – три краеугольных камня, на которых строится новый цифровой мир. Минимизация отклика сети просто необходима для критически важных приложений, беспилотных автомобилей и процессов промышленной автоматизации. В то же время для «умного» дома и «умного» города, стереотрансляций, дополненной и виртуальной реальности, телевидения высокой четкости требуется возможность передачи большого объема информации огромному количеству пользователей.
Предполагается, что технология 5G будет обеспечивать решение трех основных задач: увеличение количества пользователей мобильной связи, расширение полосы пропускания и минимизация задержек при передаче сигналов. Однако эти задачи будут решаться не одновременно и на разных диапазонах частот. В диапазоне до 1 ГГц будут реализованы в основном технологии массового обслуживания пользователей, с этой целью разработана технология формирования большого количества независимых лучей с помощью фазированных антенных решеток (Massive MIMO). Диапазон от 1 до 6 ГГц предназначен для широкополосной передачи сигналов в зонах плотной застройки, для чего полосы используемых в мобильной связи частот существенно расширяются. Совместно с тем же Massive MIMO это обеспечивает большой объем передаваемых данных даже с помощью одной базовой станции. В то же время минимизация задержек предполагается в коротковолновом диапазоне с частотами выше 6 ГГц, где Massive MIMO обеспечивает увеличение дальности покрытия за счет формирования узконаправленных лучей.
Если на низких частотах требуется только замена базовой станции для поддержки Massive MIMO, чтобы увеличить количество обслуживаемых абонентов, то средние и особенно высокие частоты потребуют замены и терминального оборудования. В частности, предполагается, что в среднем диапазоне должны использоваться новые частоты в районе 3,5 ГГц. Однако в этом диапазоне есть пересечение со спутниковыми технологиями передачи данных – часть частот закреплены за ГПКС и ГКС, что потребует определенной очистки данного частотного ресурса. Как заявил на форуме Евгений Девяткин, заместитель директора НТЦ Анализа ЭМС, сейчас готовится дорожная карта для формирования частотного спектра технологии 5G, используемой в России. В начале 2019 г. будет сформирован ее первый вариант, который позволит выделить диапазоны частот для новой технологии мобильной части и приступить к процессу его очистки и согласования. По словам Павла Мамченкова, руководителя по радиочастотному обеспечению «Мегафона», для экономики России выгоднее предоставить лицензии на использование сигнала 5G с возможностью передачи до 660 Гбит/с, чем продолжать эксплуатировать спутниковые технологии на скорости 60 Мбит/с. Во всяком случае, для больших городов точно нужно совершить подобный переход. Возможно, это потребует пересмотра всей политики использования радиочастотного спектра в России.
Микроволновый диапазон может быть использован для связи пятого поколения, однако его зоны покрытия даже с массовым формированием лучей будут не очень большими. Впрочем, они вполне могут использоваться в проектах, где необходимы минимальные задержки: на промышленных предприятиях и на автострадах с беспилотными автомобилями. На форуме Huawei больше всего внимания было уделено именно автомобильной теме – стандартам взаимодействия автомобиля с инфраструктурой сотовой сети (C-V2I), а также взаимодействия машин друг с другом через сотовую сеть (C-V2V). Первые проекты в этом направлении уже были реализованы, о чем мы рассказывали в статье «Беспилотные пилоты» (http://www.connect-wit.ru/bespilotnye-piloty.html).
Валерий Коржов