Трансформация категорирования. Подготовка изменений в постановление №127-ПП перешла в финальную стадию

Как идеально провести общественное обсуждение законопроекта? Очень просто: указать датой его начала 28 декабря, датой окончания независимой антикоррупционной экспертизы – 3 января и датой окончания – 11 января. И тогда самые широкие массы смогут поучаствовать в обсуждении – у них как раз выходные, которые они могут со спокойной совестью потратить на общественное обсуждение. Именно такое «идеальное» общественное обсуждение было проведено в новогодние каникулы 2019 г. для законопроекта №01/01/12-18/00087408 с мало говорящим названием «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. № 127» [1]. Но на самом деле, речь идет о постановлении, которое определяет процесс категорирования объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ).

В этом документе как раз и содержатся те изменения, о которых общественность предупреждали и Виталий Лютиков, заместитель директора ФСТЭК России, и Игорь Качалин, заместитель начальника центра ФСБ России, на SOC-Forum [2]. В первую очередь, в проекте постановления предполагается установление четких временных сроков: до 1 июня 2019 г. должны быть сформированы перечни объектов критической инфраструктуры, а срок категорирования сокращается до полугода. Это означает, что процесс присвоения категорий для всех объектов критической инфраструктуры в России должен быть завершен до конца текущего года, конечно если новое постановление будет принято Правительством РФ.

Причем в новой версии постановления зафиксировано, что перечень объектов должен быть согласован: «Перечень объектов подлежит согласованию с государственным органом или российским юридическим лицом, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере в части подведомственных им субъектов КИИ». Это означает, что до 10 июня подобные перечни все-таки стоит согласовать и отправить во ФСТЭК (десять дней дается на доведение утвержденного перечня до ведомства).

Существенно изменилось положение о комиссии по категорированию – она становится постоянно действующей и может дополняться любыми специалистами, в том числе из финансово-экономических отделов. Последние давно уже освоили методику управления рисками, поэтому их участие в комиссии, где оценивается ущерб, вполне логично. Постоянно действующая комиссия необходима для регулярной переоценки ущерба и рисков, чтобы оценивать новые и модифицируемые объекты инфраструктуры. В новых правилах даже установлены условия расформирования комиссии: субъект КИИ перестал быть субъектом КИИ, критические процессы перестали быть критическими, объекты КИИ перестали принадлежать субъекту КИИ и субъект КИИ перестал быть (ликвидирован или реорганизован).

Кроме того, предоставляется возможность для сложных компаний с большим количеством филиалов и представительств создавать региональные комиссии для категорирования соответствующих подразделений. Количество таких комиссий не регламентировано, но на центральную возлагается ответственность по координации действий всех подчиненных – результат должно выдать головное предприятие. Не совсем понятно, можно ли это правило применять для холдинговой структуры, где формально предприятия не являются филиалами и представительствами. Для холдинга было бы удобно, если бы одна компания и созданная в ней комиссия занималась бы категорированием всех предприятий, входящих в группу.

Следует отметить, что значительно изменилось приложение (показатели ущерба), по которому определяется категория объектов. В частности, для транспортной и телекоммуникационных сфер изменены территориальные показатели: из оценки удалены муниципальные образования численностью до 2 тыс. человек для транспорта и до 3 тыс. человек для связи, но порог попадания в значимые объекты снижен для этих отраслей в 25 и 17 раз соответственно. Компаниям из названных сфер, скорее всего, придется пересматривать категории значимости. Для этого случая в новом варианте постановления указывается, что «субъект КИИ не реже чем один раз в 5 лет, а также в случае изменения показателей критериев значимости объектов КИИ или их значений осуществляет пересмотр установленных категорий значимости или решений ‎об отсутствии необходимости присвоения указанным объектам таких категорий…» Фактически это означает, что при вступлении изменений в силу комиссиям по тем 500 объектам, которые уже зарегистрированы во ФСТЭК, скорее всего, придется заново проводить процедуру категорирования, поскольку изменены показатели критериев значимости. Интересно, а как часто Правительство РФ рассчитывает менять критерии значимости? Будем надеяться, что реже, чем раз в пять лет. Так что сейчас, до окончательного принятия новой версии постановления, субъектам КИИ лучше не торопиться с завершением процедуры категорирования, чтобы потом не переделывать уже по новым критериям.

[1] https://regulation.gov.ru/projects#npa=87406

[2] http://www.connect-wit.ru/kommertsializatsiya-soc-ov-na-soc-forum-fsb-rekomendovalo-sozdavat-kommercheskie-tsentry-gossopka.html

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку