Объем российского рынка электронной коммерции к 2030 году увеличится в пять раз – до 35 трлн рублей, следует из исследования ВТБ. Доля сегмента в общем обороте розничной торговли может достичь 40%.
В приоритете скорость доставки
«Объем рынка электронной коммерции к 2030 году увеличится в пять раз до 35 трлн рублей. Доля сегмента в общем обороте розничной торговли составит 40% против текущих 15%», – сообщили ТАСС в пресс-службе банка.
Аналитики ВТБ также сообщили о тренде на повышение качества предоставляемых услуг: «Например, требования к скорости доставки становятся все более жесткими. При этом омниканальность и улучшение клиентского опыта во всех каналах продаж сохраняют свою актуальность».
В среднесрочной перспективе рыночные игроки будут фокусироваться на импортозамещении и поддержке локальных отечественных брендов. Помимо этого, среди ключевых векторов развития – запуск собственных торговых марок и платежных решений, а также квазибанковских продуктов.
В долгосрочной перспективе онлайн станет основной площадкой совершения покупок, считает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.
«По данным АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), объём интернет-торговли в России за девять месяцев 2024 года вырос на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составил 6,2 трлн рублей. Онлайн-покупки прочно вошли в нашу жизнь, причем по всей стране – отделения маркетплейсов можно встретить даже в удаленных районах России. Поэтому, конечно, будущее торговли связано именно с онлайном», – считает депутат.
Риски сегмента
Однако платформенная экономика, тесно связанная с электронной коммерцией, несет серьёзные риски. По словам эксперта, «прежде всего, перестраивается рынок труда – отношения работодателя и рабочего меняются и не всегда в лучшую сторону. Уже не раз звучали жалобы в отношении условий труда, а также невыгодных условий сотрудничества с площадками».
Другой негативный фактор – риск монополизации рынка. «Сейчас, например, Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке маркетплейсов. Подобное доминирование – не всегда хорошая вещь как для потребителей, так и для продавцов. Поэтому важно оперативно реагировать на нарушения антимонопольного законодательства, что в целом и происходит. В этом году Правительство России было вынуждено отменить мораторий на проверки крупнейших ИТ-компаний из-за явных нарушений законодательства и большого числа жалоб со стороны потребителей и контрагентов компаний», – рассказал Немкин.
Роль регулятора
В настоящий момент в Минэкономразвития готовят законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации». Он определит правовые основы платформенной экономики, а также установит регулирование отношений, возникающих между цифровыми платформами, в том числе маркетплейсами, продавцами товаров или исполнителями услуг, а также потребителями.
Эксперт отметил, что законопроект носит рамочный характер – на его основе будет строиться дальнейшее регулирование отрасли. В настоящий момент министерство с заинтересованными участниками рынка дорабатывает окончательный вариант проекта.