Интервью с коммерческим директором Международной организации космической связи «Интерспутник»
– Какие технологии влияют сегодня на рынок спутникового ресурса? Какие изменения на рынке произошли за последнее время?
– Важное новшество в сегменте телевещания – официальное принятие ITU-стандарта кодирования видео HEVC (H.265). Эта технология позволяет сжимать видео вдвое плотнее, чем MPEG-4, что обеспечивает возможность эффективней использовать частотную полосу. Принятие нового стандарта дает толчок развитию телевидения ультравысокой четкости (4K). Мы ожидаем, что на рынке появится больше контента и телеканалов. Сейчас и приемники 4K, и телепрограммы стоят очень дорого, во многом это связано именно с тем, что телетрансляции 4K требуют большого спутникового ресурса. Но, думаю, в перспективе трех-пяти лет мы станем свидетелями перехода непосредственного ТВ-вещания на телевидение ультравысокой четкости. Для «Интерспутника» как крупного провайдера спутниковой емкости в целях непосредственного телевещания на территории России это очень важное обстоятельство.
Другое изменение на рынке обусловлено освоением новых частот. Речь не только о Ka-диапазоне, но и о так называемых плановых частотах диапазонов С и Ku. Если орбитальный ресурс стандартных частот названных диапазонов уже занят практически полностью, то для плановых частот он еще есть и сейчас начинает использоваться. Этот шаг будет способствовать снижению стоимости услуг спутниковой связи.
– Какие спутниковые ресурсы доступны сегодня клиентам «Интерспутника»? Каковы сегодня их возможности для работы на территории России?
– Уникальность нашей организации в том, что мы не конкурируем ни с одним спутниковым оператором, а стараемся найти и предоставить своим клиентам тот ресурс, который им интересен, как правило, предлагая несколько вариантов на выбор. Работаем с группировками ГКС и ГПКС, с крупнейшими мировыми и локальными операторами и открыты для сотрудничества с любым новым игроком.
Недавно у нас появился ресурс спутника ABS-2, который обеспечивает покрытие практически всей территории страны единым лучом и прием на антенну 60 см. Сейчас ожидаем запуска новых услуг нашими клиентами. А перспективный спутник ABS-2А расширит возможности ABS-2 и обеспечит его резервирование на орбите.
Стоит отметить высокий спрос на ресурс «Экспресс-АМ5» и переведенного в точку 103° в. д. спутника «Экспресс-АМ3». В ближайшее время планируются запуски аппаратов ГКС, ГПКС и зарубежных бортов, например JSAT.
Если говорить о ресурсах лучей, направленных на Россию, то на отечественных бортах их практически нет, на зарубежных тоже придется поискать. Но это, собственно, то, чем мы и занимаемся. Под конкретную задачу (направление, частотный диапазон) иногда можно найти ресурс, если хорошо владеть ситуацией, понимать положение дел на действующих космических аппаратах.
– Насколько активно ваши клиенты из числа российских компаний интересуются работой на зарубежных рынках?
– Интерес к зарубежным рынкам есть, российские компании широко представлены в странах ближнего зарубежья, Центральной Азии, реализуются проекты в Африке и Восточной Европе. Некоторые клиенты планируют расширить деятельность на зарубежных рынках. Однако следует учитывать, что рынок каждой страны имеет свои особенности, которые нужно хорошо изучить, прежде чем начать там работать. При этом рынки большинства стран по сравнению с Россией невелики.
– Каковы приоритетные планы развития организации на ближайшую перспективу?
– Сейчас в стадии реализации несколько проектов, по завершении которых «Интерспутник» будет обладать собственным ресурсом на орбите: речь идет о модулях на коммерческих спутниках, называемых hosted payload. Необходимости в собственном спутнике у нас пока нет. С одной стороны, для этого необходима наземная инфраструктура управления, с другой – мы бы не хотели становиться конкурентом нашим партнерам. Но движение к собственному орбитальному ресурсу – это вектор нашего развития.