В третьем квартале 2024 года Банк России направил данные о 42 тыс. телефонных номеров злоумышленников. Значение – более чем в три раза меньше аналогичного показателя 2023 года. Одна из возможных причин – фокус мошенников на мессенджерах.
В III квартале этого года Банк России направил операторам связи информацию о 42,1 тысячи телефонных номеров злоумышленников, говорится в сообщении регулятора.
В указанный период число выявленных мобильных телефонных номеров аферистов в сравнении со средним значением последних четырех кварталов сократилось на 42,85% – до 39,96 тыс. и более чем в три раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Сократилась и доля выявленных городских номеров – на 67,89% – до 1 758 штук. Выявление звонков с использованием номеров «8 800» также упало – до 411.
Кроме того, Банк России в адрес регистраторов доменных имен направил запросы на проведение проверочных мероприятий в отношении 280 доменных имен сети Интернет, с использованием которых осуществлялась противоправная деятельность.
«В Генеральную прокуратуру Российской Федерации Банк России направил информацию об 11 917 доменах сети Интернет для проведения проверочных мероприятий и последующего ограничения доступа к ним в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации», – также рассказали в Банке России. Большая часть направленных материалов связана с работой фишинговых ресурсов – 7 700.
Как пояснил депутат Госдумы, член комитета по информполитике Антон Немкин, снижение доли выявленных телефонных номеров злоумышленников – результат работы антифрод-платформы Роскомнадзора. «Характеристика телефонного мошеннического трафика претерпела изменения. Раньше злоумышленники активно использовали переадресацию и подмену номеров. Одно дело, когда звонок поступает с обычного номера, и совсем другое – с официального номера известного российского банка. Такой подход позволял завоевать доверие пользователя. Сейчас доля звонков, идущих с подменных номеров, постепенно снижается, что связано с работой платформы Роскомнадзора «Антифрод». Только в этом году с ее помощью было заблокировано более 500 млн таких звонков», – рассказал депутат.
По словам Немкина, телефонные мошенники сместили свой фокус на звонки в мессенджерах. «Например, по данным «Билайна», доля звонков, совершенных с подменных номеров в мессенджерах, выросла почти втрое – с 33% до 89% от общего числа трафика злоумышленников», – отметил депутат. Немкин пояснил, что в мессенджерах мошенники используют все те же стратегии: «Меняется только инструментарий, сама суть сценариев обмана остается прежней. Злоумышленники представляются сотрудниками банков, органов государственной власти или правоохранительных структур. При этом мессенджеры с точки зрения функциональности предлагают мошенникам большие возможности в сравнении с телефонными звонками. Для того, чтобы завоевать доверие потенциальной жертвы, значительная часть злоумышленников сейчас, например, направляет пользователям поддельные документы, якобы подтверждающие их полномочия», – рассказал депутат.
Звонки в мессенджерах – новый вызов для всей отрасли, подчеркнул Немкин. «Некоторые операторы связи уже запустили сервисы, позволяющие идентифицировать такие нежелательные звонки, крайне важно подобный функционал подключить. Но главное – всегда помнить о том, что представители официальных структур никогда не будут использовать мессенджеры для связи с гражданином», – подчеркнул депутат.