С переходом на цифровое телевизионное и формированием двух цифровых мультиплексов, естественно, изменилась и система телевизионного вещания. Конечно, компания РТРС, которая распространяла аналоговый сигнал в регионы, теперь аналогичным образом распространяет и сигналы цифровых мультиплексов, однако параллельно появилась система распространения цифрового сигнала через Интернет. Впрочем, для распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов через интернет-сайты была создана специальная компания «Витрина ТВ» – платформа для трансляции контента федеральных телеканалов в Интернете [1], которую учредили ЗАО «Национальная Медиа Группа», АО «Первый канал», ФГУП «ВГТРК» и ООО «СТС Медиа».
Чтобы придать вес данному проекту, 23 августа 2019 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, который специалистами именуется не иначе как «О Витрине ТВ». Во всяком случае, именно по этому ключевому слову рекомендовали его искать в базах данных. Формально законопроект №759960-7 имеет традиционное для подобных документов ничего не говорящее название «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ, в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе сети «Интернет» [2].
Данный законопроект был вынесен в Госдуму депутатами Леонидом Левиным и Сергеем Боярским – сыном того самого Михаила Боярского. В течение первых двух дней к законопроекту присоединилось еще 37 депутатов в качестве инициаторов. Законопроект получил одобрение Правительства как способствующий защите авторских прав, и 26 ноября он был принят Государственной Думой в первом чтении. Однако операторами связи он был воспринят в штыки, поскольку явно монополизировал положение одной отдельно взятой компании.
Законопроект №759960-7 предполагает внесение изменений в законы «О СМИ» (№ 2124-I), «О связи» (№ 126-ФЗ), «О рекламе» (№38-ФЗ) и в Трехглавый закон (№149-ФЗ). В законе есть определение уполномоченной организации, причем в ст. 1, где закон № 2124-I «О СМИ» дополняется ст. 32-2, она называется как «организация, уполномоченная в соответствии с ч. 5 настоящей статьи (далее – уполномоченная организация)», а в ч. 5 – уже как «уполномоченная организация, указанная в ст. 32-2 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I “О СМИ”». Как тут не вспомнить о сепульках и сепулькариях Станислава Лема? Впрочем, уполномочивается данная организация на распространение в Интернете «Роскомнадзором».
Требования к уполномоченной организации очень простые: она должна быть российской, заключить договора с не менее чем двумя третями телеканалов, входящих в мультиплексы или приравненные к ним, и разработать приложение для распространения видеоконтента через сайты в сети Интернет, т. е. иметь свой плеер. Последний пункт – это, видимо, веб-приложение для браузера, которое получает видеопоток от уполномоченной организации и показывает его на экране. Во всяком случае, именно на это приложение и возлагается задача по защите авторских прав. Следует отметить, что формальных запретов на выбор нескольких уполномоченных организаций нет – за выбор одной уполномоченной организации законопроект активно не нравится ФАС.
В Трехглавый закон вносятся требования для сайтов – они могут распространять телевизионный сигнал только при заключении договора с уполномоченной организацией и пользоваться исключительно ее приложением для распространения телевизионного сигнала. Сайты, которые не будут выполнять данное требование, должны быть заблокированы на территории РФ через внесение сайта в соответствующий реестр «Роскомнадзора». Изначально предполагалось, что закон будет введен в действие с 1 января 2020 г., причем уполномоченная организация должна быть определена «Роскомнадзором» до 1 марта 2020 г. Как вещать без уполномоченной организации при столь жесткой централизации – непонятно.
Указанные сроки миновали, а закон пока не принят. Леонид Левин заявил [3], что работа над законопроектом продолжится в весеннюю сессию. Предполагается, что платформа для вещания будет все-таки не одна – телеканалам разрешат вещать свой контент с сайтов с использованием собственных плееров. Об этом говорил Алексей Волин, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ на втором «ПКВС-Форуме», организованном «Первым каналом». «Игроков на этом рынке должно быть как минимум 21», – заявил он.
В то же время уже появился успешный и быстро развивающийся бизнес доставки цифрового телевизионного контента, на котором работают сети доставки контента CDN, обеспечивающие передачу цифрового телевизионного сигнала через сети передачи данных операторам коммерческого телевидения, как правило, кабельного. Рынок коммерческого телевидения развивается очень активно, поскольку базируется на оплате вместе с подключением к Интернет и достаточно большого пакета телевизионных каналов. Есть один достаточно крупный игрок этого рынка – компания «Медиалогистика», которая входит в состав московской точки обмена трафиком MSK-IX. Совместно с «Ростелекомом» она предоставляет операторам «последней мили» в регионах пакет из более чем 400 каналов, которые уже локальные операторы смогут продавать своим клиентам. Причем через коммерческие сети вещание осуществляется в основном в стандарте HD, в то время как бесплатные телеканалы общественных мультиплексов до сих пор используют стандартное качество (SD). Клиентов подобных платных услуг становится все больше, и, скорее всего, именно платные услуги локальных операторов «последней мили» и будут в скором времени определять направление развития телевидения, а не общественные общероссийские каналы двух бесплатных мультиплексов, вещаемых в стандартном качестве.
[1] https://vitrina.tv/
[2] https://sozd.duma.gov.ru/bill/759960-7
[3] https://rg.ru/2019/12/24/iz-federalnyh-teleprogramm-v-internete-ischeznet-nelegalnaia-reklama.html