Минувшей осенью попалась на глаза новость об открытии в одной из китайских провинций онлайн-больницы. Сообщалось, что через Интернет доступна консультация у врача, а выписанный им рецепт принимают в аптеке. Личные обстоятельства на тот момент оказались таковы, что нужно было регулярно обращаться за медицинской помощью и все чаще приобретать лекарства пожилому человеку с букетом хронических заболеваний. Прочла новостную заметку и подумала, что с поправкой на запоздание (год-два-сколько-нибудь) и у нас появится возможность онлайн-консультации с врачом.
Пока посещение поликлиники рядом с домом, даже ради выписки рецепта, отнимает немало времени. Электронная запись на прием – едва ли утешительный помощник. Чего стоит процедура регистрации в электронной системе, отнимающая столько времени, будто данные передаются через курьера, застрявшего в пробке. Терминалы для онлайн-записи к врачу на каждом этаже поликлиники напоминают пришельцев из будущего, которые по ошибке оказались в здании, построенном несколько десятилетий назад. Ведь поиск бумажной медицинской карты, оформление справки, рецепта или договора на получение платной услуги осуществляются тем же дедовским способом.
Кажется бесконечной реформа отечественного здравоохранения, а ее перевод на рельсы информатизации воспринимается как очередное безжалостное административное бедствие, при котором «обезболивающее» не предусмотрено.
Понятно, что хотим как лучше, но получается хуже, чем если бы оставили все как есть, не усердствуя в рвении сочетать несовместимое.
Новость об онлайн-больнице, прежде всего для людей с ограниченной подвижностью или набором хронических заболеваний, не дает покоя и вселяет надежду. Ну не могут технологии «заблудиться» надолго по пути к нам. Тем более что о телемедицине в отечественном здравоохранении заговорили еще на рубеже веков. Тогда же мелькали сообщения о создании телемедицинских кабинетов. Сегодня регулярно приходится читать о возможностях видеоконференцсвязи (ВКС), которую не назовешь диковинкой на отечественном рынке.
Есть примеры, когда ВКС меняет принципы организации деятельности крупных медучреждений, одно из них – Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства России с его филиалами, поликлиниками и больницами, расположенными за сотни километров от Ростова-на-Дону. Как стало известно на одной из недавних тематических конференций, работу специалистов этого Центра уже невозможно представить без видеоселекторных совещаний, дистанционной аттестации и телелекций. В 2010 г. новое руководство Центра реанимировало проект ВКС, вдохнув в него жизнь. Нашлось бюджетное решение, позволившее создать масштабируемую систему. Была поставлена задача проведения сеансов ВКС с врачами, которые в одиночку трудятся на буровых платформах и судах в открытом море.
Казалось бы, при реализованных на базе Центра возможностях ВКС до телемедицины рукой подать. Но, как рассказал представитель этого медучреждения, ВКС в процедуре запуска телемедицины – далеко не главная составляющая. За 15 лет, прошедших с момента создания первых телемедицинских кабинетов, не удалось построить нормативно-правовую базу, которая обеспечила бы запуск соответствующих услуг. Этим, в частности, объясняется отсутствие возможности оплатить сервис по ОМС, и определить стоимость телеконсультаций, и осуществить виртуальное посещение врача. Между тем за океаном на такой вид медицинского обслуживания приходится, по некоторым данным, 10% всех обращений в медучреждения.