Привычный бизнес операторов связи претерпевает стремительные изменения, связанные не только с принятым пакетом законов Яровой, но и с объективными факторами, влияющими на рынок связи. Как сохранить свои устоявшиеся позиции в этих новых обстоятельствах? В каком направлении двигаться дальше? В какие инновационные области стоит вкладывать инвестиции? На все эти и многие другие вопросы попытались ответить участники форума «Телеком», проведенного газетой «Ведомости» 23 мая в Москве.
В режиме опасного маневрирования
Перед началом мероприятия организаторы решили провести онлайновое голосование по вопросу: «В последние несколько лет телекоммуникационная отрасль претерпела ряд изменений и потрясений. Какое событие, по вашему мнению, стало самым важным в отрасли?» И хотя ответы на него был опубликованы только под конец работы форума, было очевидно, что «закон Яровой» наберет наибольшее число голосов – так и оказалось, за этот ответ проголосовали 56% участников мероприятия. На втором месте с большим отрывом (16%) оказался приход в Москву оператора Tele2, а третью позицию занял ответ «Запуск Apple Pay и Samsung Pay» (7%).
Неудивительно, что первая дискуссионная сессия «Режим опасного маневрирования или современное регулирование отрасли» была целиком посвящена обсуждению последствий принятия «закона Яровой». Модераторами дискуссии стали Михаил Алексеев, AC&M Consulting, управляющий партнер, и Олег Сальманов, редактор отдела технологий и телекоммуникаций газеты «Ведомости». Спикерами выступили Евгений Васильев, генеральный директор МТТ, Дмитрий Петров, директор по связям с государственными органами компании «Мегафон», и Леонид Левин, председатель Комитета по ИП, ИТ и связи Государственной Думы РФ.
Евгений Васильев высказался по срокам вступления в силу закона, отметив, что 2018 г. оставляет крайне ограниченный срок для российских производителей ПО и оборудования: «Как можно успеть построить за это время огромные дата-центры, способные хранить и обрабатывать поступающую от операторов информацию? К тому же, в сложившейся ситуации ранние сроки вступления закона однозначно дают преимущество зарубежным производителям, в первую очередь китайским, которые сегодня имеют в своем портфеле соответствующие российскому масштабу решения».
Если бы вступление закона в силу удалось отложить хотя бы до 2023 г., отечественный производитель получил бы шанс создать необходимый задел для запуска нового ПО и телекоммуникационного оборудования в коммерческую эксплуатацию. Евгений Васильев также посетовал на отсутствие многих подзаконных документов, которые имеют огромное значение для реализации закона.
Он отметил, что для МТТ выполнение закона Яровой обойдется приблизительно в1 млрд руб., в то время как EBITDA компании составляет 1,2 млрд, так что МТТ отдаст практически все, что заработает за год. Денег на развитие, на инвестиции в новые технологии и сервисы у компании не останется.
Кроме того, генеральный директор МТТ обратил внимание на то, что множество региональных операторов не смогут справиться с выполнением норм закона, и им грозит отзыв лицензий. Отвечая на вопрос корреспондента журнала CONNECT, чем это плохо для отрасли, Евгений Васильев ответил, что, возможно, так и было задумано изначально – убрать с рынка мелких региональных операторов: «В таком решении нет ничего плохого. У нас сегодня, например, проводится политика укрупнения банков, однако в случае с банками государство открыто провозглашает цели и задачи санации рынка финансовых организаций, а вот в случае с региональными операторами никто из представителей власти не говорил о подобной задаче, когда принимался пакет законов Яровой».
Дмитрий Петров отметил, что у нас до сих пор нет ответов на ключевые вопросы: сколько данных придется хранить, что именно надо хранить, как долго хранить данные. Например, из списка данных не был исключен видеоконтент, хранение которого представляет наибольшую проблему. Далее, непонятно, надо ли хранить транзитный трафик. Что делать с вещательным трафиком? В законе имеется следующая формулировка «и иные сообщения пользователя», которая никак не расшифровывается, так что операторы оказались в затруднительной ситуации с ее правильной трактовкой.
Дмитрий Петров посетовал на то, что сегодня дискуссия «бизнес – регулятор» не идет в сторону компромисса. В результате реализация закона обойдется операторам в сумму от 670 до 900 млрд руб. Михаил Алексеев согласился с ним и добавил, что для «Почты России» реализация закона Яровой обойдется единовременно в 500 млрд руб. и 100 млрд руб. ежегодных расходов.
Леонид Левин согласился со многими критическими замечаниями и пояснил, что закон Яровой – это единственный законопроект, на принятие которого Комитет по ИП, ИТ и связи не смог повлиять, поскольку он принимался пакетом по линии ФСБ. Депутат указал на то, что очень важно знать мнение экспертного сообщества по грамотному составлению подзаконных актов, которые и будут определяющими документами для реализации закона Яровой, недаром же Президент Путин дал специальное поручение Правительству РФ «ликвидировать все риски», связанные с данным законодательным актом.
Михаил Алексеев также попросил Леонида Левина прокомментировать появившуюся информацию о готовящемся проекте поправок в закон «Об информации», которая, якобы, предусматривает введение регулирования больших пользовательских данных, для чего будет создана новая специальная структура. Этот госоператор будет финансироваться из специального фонда, пополнять который будут ежеквартальные отчисления операторов БПД с доходов от обработки данных для рекламной деятельности (ставка 2%). Леонид Левин успокоил участников форума, что их страхи по данной поправке преждевременны (в Госдуме этот вопрос не прорабатывался), и заверил, что в будущем Комитет по ИП, ИТ и связи не пропустит ни одного закона, оказывающего большое влияние на отрасль, без тщательного рассмотрения его экспертным сообществом.
Продолжая тему обсуждения пользовательских данных, Дмитрий Петров отметил, что многие вопросы в этой сфере зависят от формирования атмосферы взаимного доверия в среде операторов и банковской сфере. Например, сегодня многие банки просят сотовых операторов сообщать им, когда клиент меняет SIM-карту, – эта информация, которая не несет в себе никакой чувствительной для личности информации, необходима банкам для предотвращения фрода. Однако в силу особого отношения к пользовательским данным и недоверия к партнерам по рынку операторы отказываются выдавать эту информацию.
Завтрашний день российского телекома
Остальные сессии, хотя и проходили под разными названиями, но все были объединены одной общей тематикой, которую можно сформулировать следующим образом: как новые технологии изменяют ландшафт коммуникационного рынка, и куда нужно идти операторам связи, чтобы не оказаться на обочине прогресса.
Марек Слачик, исполнительный вице-президент по развитию массового рынка компании «ВымпелКом», указал в качестве ключевой тенденции для российского операторского рынка переход от зарабатывания на голосовом трафике к работе с трафиком данных – в его выступлении главными терминами были «монетизация данных» и «датацентричность» модели операторского бизнеса.
Дмитрий Медников, заместитель генерального директора ВГТРК, посетовал на то, что наши операторы связи так и не смогли приучить российского пользователя к платному контенту, поэтому он все еще предпочитает потреблять «сырые» данные (зачастую пиратские). Медников также отметил, что сегодня набирает силу нелинейный просмотр фильмов, и привел в качестве быстроразвивающегося рынка платного контента наших китайских соседей.
Дмитрий Сергеев, первый заместитель генерального директора Mail.Ru Group, заявил, что в России сегодня имеется отличный потенциал для появления русского варианта Netflix, он также указал в качестве недооцененного поля деятельности операторов связи рынок мобильных игр и киберспорта.
Рассуждая о будущем развитии услуг в сфере Интернета вещей, генеральный директор Teler2 Сергей Эмдин отметил, что в IoT только 3% передачи данных приходится на сети традиционных сотовых операторов связи, поэтому необходима новая инфраструктура – на своих частотах, своих core-сетях и т. д.
Денис Широкий, директор бизнес-единицы «Бизнес» компании МТТ, заявил об увядании классического телекома: «Если я могу позвонить по WhatsApp, то услуги традиционных операторов связи мне становятся просто ненужными, избыточными». Он также указал на интересную тенденцию: все сделки компания МТТ заключает сейчас в цифровом канале – остались только единичные клиенты, которые все еще любят бумажные договоры, но их число стремительно уменьшается. С ним вступил в дискуссию представитель «Билайна» Дмитрий Ли, заявивший о том, что «живой» продавец все еще лучше видит потребности клиента, поэтому он может предложить заказчику именно тот вариант сервиса, который ему на самом деле нужен, так что офлайновая торговля будет сохраняться.
Дэвид Холден, коммерческий директор Orange Business Services в России и СНГ, признал, что в настоящее время компания получает основной доход даже не от предоставления core-сервисов, а от продажи клиентам услуг, предлагаемых в связке с партнерами.
Для участников этого форума большой интерес представляли не только выступления руководителей операторов связи, но и видение ситуации со стороны финансового рынка, которое они смогли получить, как говорится, из первых рук – от Руслана Гурджияна, управляющего директора дирекции развития цифрового бизнеса «Сбербанка». Он заявил, что мы сегодня входим в тот этап развития рынка, который можно обозначить известной цитатой «жизнь после нефти», когда главной ценностью становятся не углеводороды, а знания. Руслан Гурджиян очень точно подметил, что для современного человека смартфон становится настоящим «пультом управления жизнью». В этом уникальном устройстве сейчас сосредоточен клиентский опыт и банка, и телекома, который стал неразрывным, поэтому и сами компании из финансового сектора и телекоммуникационной отрасли должны идти на эту синергию: «Данные + деньги + лояльность – вот три кита бизнеса, на которых будет строиться новая цифровая реальность». Руслан Гурджиян считает, что именно вокруг финансового стержня будет формироваться экосистема (ландшафт) услуг связи нового поколения.
Пожалуй, одним из самых запоминающихся событий на форуме стало «визионерское» (в хорошем смысле этого слова) выступление Джорджа Хелда, вице-президента блока по развитию цифрового и нового бизнеса компании «ВымпелКом». Он заявил, что «Билайн» полностью прониклась концепцией open space office environment, так что, когда в офис приходят представители компании Google, они в шутку говорят, что пространство «Билайна» сейчас стало «больше похоже на Google, чем сам Google». Появилось очень много рабочих мест на дому. А главное, устанавливается другой тип взаимоотношений людей на работе. Группа сотрудников, которые работают в цифровом канале, – это молодые люди от 25 до 27 лет, недавно окончившие наши ведущие вузы и создающие прорывные продукты на «острие новых технологий». Причем одним из ключевых направлений, в котором они работают и от которого руководство «Билайн» ожидает наибольшую отдачу в будущем, – искусственный интеллект.
Джордж Хелд поразил всех участников форума интересной статистикой – как выяснилось, пользователи смартфонов (причем не в США и Европе, а в России) 80% своего времени используют в среднем всего три приложения: «Все считают, что приложения – это самая важная вещь в мобильном хозяйстве, но в реальности люди их не используют». Джордж Хелд считает создание приложений «абсолютно тупиковым направлением, которое не позволяет развиваться индустрии». Он заявил, что те решения, которые сегодня создаются в секторе финансовых услуг, «разработаны неправильно с самого начала». Поэтому то взаимоотношение современного человека с окружающим миром, которое мы создаем через мобильную структуру «смартфон + приложение», и которую мы все так любим и старательно пиарим на форумах, не ведет в будущее.
Ведущие компании мира, такие как Google, давно уже это поняли и вкладываются сейчас в искусственный интеллект, в предиктивные технологии, чтобы человек мог осуществлять непосредственный контакт с цифровым миром. «ВымпелКом» тоже идет этим путем и уже добился многого. Джордж Хелд даже похвастал, что сегодня инструменты анализа, созданные разработчиками компании, позволяют по имеющимся у оператора большим данным предсказывать, например, когда девушка бросит молодого человека, за три дня до того, как она это делает в реальности. В связи с этим Джордж Хелд заявил, что для таких технологий на первое место начинают выходить даже не технические вопросы или государственное регулирование, а вопросы этики – сообществу операторов связи придется самим выстраивать здесь правила игры, определять, до каких пределов можно вторгаться в личную жизнь.
Дмитрий Шульгин