Алгоритмы анализа лиц VisionLabs стали частью системы мониторинга усталости и внимания водителей, которую намерен запустить Яндекс.Такси после пилотного тестирования на нескольких тысячах автомобилей. Система способна оценить состояние водителя, после чего он в случае необходимости получает предупреждающий сигнал или ограничение доступа к заказам сервиса. Нейросеть Яндекса научилась распознавать усталость водителей, а технологии VisionLabs помогли делать это в движении.
Устройство мониторинга усталости и внимания – это небольшая инфракрасная камера Yandex Signal Q1 со специализированным ПО. Она закреплена на лобовом стекле и направлена в сторону водителя. Устройство разработали специалисты Яндекс.Такси, оно отслеживает состояние человека за рулем по 68 ключевым точкам на его лице. При этом требуется распознавать лица как анфас и в профиль, так и в движении, при наклонах головы —для этого были использована технология SDK VisionLabs.
Алгоритмы SDK VisionLabs обрабатывают каждый кадр, находят на нем лицо водителя и выдает координаты расположения глаз, носа, рта и других ключевых точек. Полученные данные используются для создания нормализованного кадра размером 250х250, где лицо находится строго по центру. Этот кадр уже можно использовать для вычисления положения головы в градусах по трём осям: yaw, pitch и roll. Чтобы отследить статус глаз водителя, алгоритмы анализируют изображение глаз и для каждого глаза принимают решение: закрыт он или открыт. Алгоритмы умеют при помощи технологии IR Liveness определять, находится ли перед камерой сам человек или его фотоизображение. Для анализа используется нормализованный кадр, а на выходе получается результат alive или notalive.
После анализа ключевых точек технологии Яндекс.Такси определяют степень усталости по характерным признакам: частоте и длительности моргания, а также зеванию и наклонам головы. Обработка и анализ данных происходит непосредственно на устройстве, поэтому оно может работать автономно без подключения к интернету. Это позволяет использовать устройство в условиях нестабильной связи, например в междугородних автобусах или грузовиках. На основе полученной информации сервис принимают решение о том, может ли водитель оставаться за рулем или ему нужен перерыв для отдыха.
«Технологически сложно было научиться определять момент, когда степень концентрации внимания водителя близка к снижению настолько, что ему лучше прекратить управление автомобилем. Именно для этого нам потребовалось распознавать множество точек на лице и анализировать их с помощью нейросетей. Мы рады, что с помощью коллег из VisionLabs нам удалось справиться с этой задачей», — отметил глава Департамента безопасности поездок Яндекс.Такси Роман Маресов.
«Мы рады представить совместную систему для мониторинга состояния водителей. Уникальность проекта Яндекса заключается в том, что весь процесс происходит внутри каждой камеры, а не на отдельных серверах. Пилотный проект показал отличные результаты», — сообщил Александр Ханин, генеральный директор VisionLabs.
Камера Yandex Signal Q1 была впервые показана на конференции «Безопасная дорога. Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года» в Сколково
24 апреля 2019 года, а 30 мая Тигран Худавердян, управляющий директор Яндекса, представил камеру на совещании по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта, которое проводил президент РФ Владимир Путин.
О компании VisionLabs
VisionLabs — один из мировых лидеров в области создания систем компьютерного зрения и машинного обучения. Флагманским продуктом компании стала платформа по распознаванию лиц LUNA. В основе LUNA PLATFORM лежит LUNA SDK — алгоритм распознавания лиц, разработанный VisionLabs, который неоднократно занимал ведущие позиции в ряде мировых независимых тестов.
Систему используют более 40 банков и национальных кредитных бюро, в России и странах СНГ.
Официальный сайт: www.visionlabs.ai/ru
Для получения дополнительной информации: pr@visionlabs.ru
Объединенная компания Яндекс.Такси (MLU B.V.) — управляет сервисом онлайн-заказа поездок, который работает под брендами Яндекс.Такси, Uber и Yango. Компания активно осваивает новые рынки и сейчас, помимо России, предоставляет услугу онлайн-заказа такси в 17 странах мира, в том числе в странах Средней Азии, Восточной Европы, Скандинавии, Африки и Ближнего Востока. В общей сложности к сервису подключено более 700 000 активных водителей. В России компании также принадлежат сервис доставки еды из кафе и ресторанов Яндекс.Еда и сервис доставки наборов для приготовления блюд Яндекс.Шеф.