На вопросы Connect отвечает Аркадий Шутов, ведущий менеджер, САП СНГ
– Компания SAP известна рынку в первую очередь как производитель решений для бизнеса. А каков ваш опыт работы с сектором государственного управления?
– Как вы знаете, информационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к созданию, сохранению, управлению и обработке данных, в том числе с применением вычислительной техники. SAP в информационных технологиях – это компания, которая не только производит решения «для бизнеса», но и занимается получением, сохранением, управлением и обработкой данных.
Приведу несколько простых примеров.
Можно ли в режиме реального времени просчитать оптимальные параметры для настройки болида Формулы 1? Можно! Здесь находят применение технологии SAP HANA.
Можно ли давать рекомендации по движению футболистов во время матча, а тренеру – по стратегиям на основе не только его опыта, но и математических расчетов? Можно! И это также возможно с использованием технологии SAP.
Можно ли сказать, что это технологии «для бизнеса» (я имею в виду скоростные вычисления, обработку данных и аналитику)? На мой взгляд, эти технологии должны стоять на службе как у органов государственного управления, так и у частных компаний.
Компания SAP – мировой лидер в области информационных систем управления государственными структурами. При работе в органах государственной власти Российской Федерации мы стараемся опираться на свой многолетний опыт анализа, исследования и автоматизации государственного сектора в разных странах.
Если мы говорим о субъекте РФ, то наши программные решения способны обеспечивать задачи улучшения доступа граждан к информации и услугам государственных служб, расширять возможности населения по участию в процессах управления. Они являются ядром информационной системы «Электронное правительство», содержат информационно-аналитическую систему, систему планирования бюджета области, систему оказания государственных услуг.
Один из элементов оптимизации процессов управления регионом – информационно-управляющие и информационно-аналитические системы. Для каждого из важнейших аспектов жизни региона есть соответствующее промышленное и тиражируемое решение, например, экономика, бюджет, госзаказ, инвестиции, земля, лесное хозяйство, сельское хозяйство, строительство жилья, ЖКХ, социальная сфера, здравоохранение, транспорт и строительство дорог, культура, спорт, органы государственной власти области, «Электронное правительство», противодействие коррупции, работа с обращениями граждан, управление стратегическими программами и проектами, данные открытых источников (СМИ, блогосфера).
– Каковы особенности систем управления и аналитики, используемых органами государственного/муниципального управления? Насколько они отличаются от систем для бизнеса?
– Конечно, отличия существенные. С нашей точки зрения, четыре из них – основополагающие.
Во-первых, нормативная база. При работе в государственном секторе России компания SAP старается соответствовать нормативной базе и руководствуется следующими законодательными актами:
- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ»;
- Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ»;
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
- Федеральная целевая программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 № 1815-р и др.
Конечно, частные компании в большинстве случаев руководствуются своими внутренними нормативными актами, и их регулирование с точки зрения федерального и регионального законодательства существенно ниже.
Во-вторых, защита информации. В государственном секторе выше требования по защите информации, сертификации в специальных органах, а также по лицензионной базе производителя программного обеспечения. В этом направлении мы активно сотрудничаем с государственными органами и сертифицируем наши ключевые решения на работу с конфиденциальной, секретной информацией, успешно проходим испытания по отсутствию в ПО недокументированных возможностей, сертифицируем средства защиты информации, сотрудничаем с ведущими российскими разработчиками специального ПО.
В-третьих, интеграция. Основное требование государственных органов к новым информационным системам – возможность их интеграции с уже существующими. Для этого необходимо наличие стандартизованной технологической платформы, позволяющей эффективно налаживать процессы межсистемного информационного взаимодействия. Осознавая исключительную важность такой задачи, компания SAP последние несколько лет активно занималась разработкой такой платформы, известной под названием NetWeaver.
В-четвертых, высокая степень готовности. В государственном секторе существует определенное отставание информатизации российских государственных структур от аналогичных зарубежных. Поэтому органы государственной власти предпочитают полностью готовые, интегрированные информационные системы, соответствующие законодательству, в то время как частные компании предпочитают технологические «кубики», которые можно точно настроить под потребности бизнеса в ходе проекта внедрения.
– Какова степень необходимой доработки/адаптации решения для госсектора с целью вывести его на национальный рынок, в частности российский? Существует ли возможность тиражирования каких-то категорий решений, отработанных за рубежом?
– Наша компания основана в 1976 г. В России SAP работает с 1992 г., и за это время мы прошли путь от нескольких человек-энтузиастов до более чем 1000 сотрудников, собственной российской инновационной и исследовательской лаборатории, российской команды разработчиков и российской службы поддержки 24×7. Соответственно за 22 года работы на российском рынке были пройдены и основные этапы доработки/адаптации решений для госсектора. Офисы SAP в Российской Федерации открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Ижевске.
Если говорить о мировом опыте, то информационные технологии давно оказывают огромное влияние на деятельность госструктур. С их помощью можно более оперативно решать в масштабах государства такие задачи, как учет и планирование бюджетов разных уровней, развитие информационных сервисов для населения, переход к электронному документообороту, мобильные сервисы и приложения. Это промышленные тиражируемые решения, подготовленные для внедрения по российской нормативной базе.
– Что можно сказать об использовании решений SAP в секторе государственного управления в России и СНГ? Что могло бы способствовать расширению такой практики?
– В Российской Федерации наши решения используются в различных министерствах, Администрации Президента РФ, органах государственной власти, государственных предприятиях и организациях. Среди наших клиентов – крупнейшие российские и международные компании.
Более широкому использованию наших решений способствуют прежде всего активная позиция власти, которая готова повышать эффективность своей работы, а также наличие грамотных руководителей в государственных компаниях. Для успешного внедрения нужны сильные внутренние лидеры, управляющие такими проектами.
К сожалению, в числе главных препятствующих факторов в расширении практики тиражирования – непонимание новых технологий в госсекторе и недостаточная информированность государственных служащих. Но когда мы демонстрируем успешные реализованные проекты в мире и странах СНГ, ситуация, как правило, меняется.