В статье рассказывается о перспективных разработках в области систем поддержки принятия решений для органов госвласти и технологиях, применяемых для формирования современной системы стратегического управления развитием регионов.
Ситуационные центры: сила информации
Актуальной темой на сегодняшний день является создание ситуационных центров как одного из основных инструментов руководителя в решении управленческих задач. Причем данная задача актуальна не только для любых функциональных структур органов власти, но и в промышленности, будь то ТЭК или военно-промышленный комплекс, образование или экономика. Конечно, не стоит забывать, что под ситуационным центром могут подразумеваться понятия разного уровня: чаще всего это комплекс, включающий в себя и специально оборудованное помещение, и технику, и программное обеспечение. Такой комплекс применяется при решении плановых задач управления или в кризисной ситуации. Содержательное аналитическое наполнение ситуационного центра составляют специальное программное обеспечение, системы бизнес-аналитики, позволяющие оценить ситуацию в объекте или явлении, для управления которым и создавался ситуационный центр, провести сравнительную оценку альтернативных вариантов решения проблем, анализ программ, планов, возможных вариантов развития событий и последствий принимаемых решений. Использование такой системы помимо перечисленного позволяет сформировать единое информационное пространство для различных субъектов управления. Последнее направление и является нашей специализацией. Мы аккумулировали свой многолетний опыт в решении «Ситуационный центр региона» – многофункциональном инструменте для оперативного мониторинга, оценки рисков и прогнозирования в социально-экономической, общественно-политической и финансовой сферах региона. Стоит отметить, что на российском ИТ-рынке подобные системы представлены не слишком широко, а те, что есть, как правило, имеют довольно узкую отраслевую направленность.
По нашему опыту, в состав информационно-аналитической системы для ситуационного центра должен входить ряд типовых блоков, нацеленных на решение широкого круга задач – оперативный мониторинг, анализ, моделирование и вариантное прогнозирование, планирование и контроль реализации мероприятий, поддержка принятия решений и оценка их последствий. Для всестороннего обоснования при принятии решений руководителям по-прежнему необходима возможность оперативного получения разноплановой информации (это могут быть фото/видео/аудиоматериалы, часто также требуются геопространственные данные, статистика и аналитика). Развитие подобного функционала при создании ситуационного центра – одна из наиболее важных задач разработчика.
С указанным направлением связано еще одно, не менее перспективное. Речь идет о создании и развитии системы распределенных ситуационных центров. Это, по сути, следующий этап развития ситуационных центров в органах госуправления. Он подразумевает создание и дальнейшее совершенствование системы взаимосвязанных центров на всех уровнях государственной власти (федеральном, региональном и муниципальном), причем ведомственные и корпоративные центры будут интегрированы в эту единую систему. Глобальная взаимосвязанная система поможет повысить эффективность информационной поддержки, необходимой при реализации политики государства в сфере социально-экономического развития и обеспечения безопасности страны, а в перспективе обеспечит достижение стратегических целей ее развития.
Таким образом, построение системы распределенных ситуационных центров – масштабный и сложный проект, включающий множество компонентов. И в этом многоступенчатом процессе информационно-аналитическое ПО является своеобразным мозгом системы в целом, отвечая за качественную обработку и представление в удобном и наглядном виде информации, необходимой пользователям.
Ситуационные центры, входящие в единую систему распределенных ситуационных центров, должны быть связаны между собой защищенными телекоммуникационными сетями и системами видеоконференцсвязи. Подобная оперативная взаимосвязь и возможности для обмена информацией станут серьезным подспорьем для руководителей при принятии управленческих решений в режиме реального времени.
Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией
Перспективное направление – мониторинг общественно-политической ситуации, включающий мониторинг средств массовой информации и анализ опросов общественного мнения. Конечно, существует ряд специализированных систем, нацеленных именно на мониторинг СМИ и уже длительное время развивающих свою функциональность. Но мы делаем ставку на развитие указанного направления как элемента масштабной информационной системы в составе ситуационного центра, например, региона. Это открывает перед пользователями новые возможности. Самая простая задача – непосредственно мониторинг ситуации по публикациям в СМИ. На основании публикаций из конкретного круга интересующих средств массовой информации для руководителей министерств и ведомств формируются дайджесты (в частности, отмечается падение или увеличение числа упоминаний и т. д.). На основании этой информации есть возможность построения рейтингов, мониторинга тональности упоминаний (негативные, позитивные, нейтральные). Подобные решения широко применяются, к примеру, в ситуационных центрах Новосибирска, Республики Саха (Якутия), в типовых ситуационных центрах в акиматах Казахстана.
Для решения задачи по анализу опросов общественного мнения осуществляются сбор данных при помощи инструментальных средств системы и загрузка информации из внешних источников. На основе полученных данных проводится анализ общественного мнения по любым интересующим аспектам, в том числе в динамике.
В рамках комплексной информационной системы полученную из СМИ и опросов информацию можно сопоставлять с реальными социально-экономическими данными. На наш взгляд, это весьма перспективное направление, которое будет активно развиваться в ближайшее время. Так, можно, например, отследить влияние информационного фона на общественно-политическую ситуацию или, наоборот, социально-экономических событий на публикации в прессе.
Социально-экономическое развитие регионов в разных ракурсах
Не снижается и актуальность темы, связанной с автоматизацией различных процессов социально-экономического развития регионов. Тут можно выделить три наиболее перспективных направления. Первое, наиболее простое, – сбор, обработка и предоставление в удобном наглядном виде статистических и других данных. Такой функционал позволяет сравнивать регионы между собой, получать доступ к актуальной и полной информации по социально-экономическому развитию.
Второе направление – комплекс работ, связанных со стратегическим планированием, разработкой долгосрочного прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на перспективу до 2030 г. (Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»). На сегодняшний день регионы занимаются составлением долгосрочных стратегий, определяя основные перспективные направления развития, сильные и слабые стороны, комплекс мер для достижения плановых показателей. Кроме того, в рамках стратегического развития при помощи специальных программных средств осуществляются долгосрочное прогнозирование, оперативный и ежегодный анализ, что позволяет определить процент выполнения заданных целевых значений и стратегии в целом. На основании имеющихся данных можно также проанализировать соответствие принятой системы проводимых мероприятий целям и задачам стратегии, определить потребность в ресурсах для достижения целей и при необходимости провести комплекс мероприятий по корректировке системы мероприятий.
Специализированные информационно-аналитические системы нацелены, в частности, на оперативный мониторинг и анализ государственных программ в регионе, его инвестиционной привлекательности и других инвестиционных показателей, реального сектора экономики и показателей социально-экономического развития. Анализ целевых показателей госпрограмм помогает определить, достигнуты ли поставленные цели, соотнести эти данные с затратами денежных средств, оценить результативность программы и ее влияние на достижение долгосрочных стратегических целей.
Анализ госпрограмм в регионах РФ тесно связан с автоматизацией показателей, относящихся к майским указам (указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.). Сейчас все регионы отчитываются по этому разделу при помощи двух типовых форм: по значениям целевых показателей и по системе мероприятий, нацеленных на их достижение. Программные средства позволяют провести анализ этих данных, в том числе в привязке к финансовых показателям, определить затраты на то или иное мероприятие. Также возможно выстроить обратную зависимость: на основе имеющейся информации система поможет рассчитать, сколько потребуется бюджетных средств для достижения целевого значения. Раздел для мониторинга показателей по майским указам реализован в рамках ситуационных центров в Якутии, Новосибирской области и Татарстане.
Указанная тема находится в тесной взаимосвязи с другой не менее актуальной – мониторинг и анализ госзакупок. Это и есть третье перспективное направление в области автоматизации СЭР. Наиболее полную и достоверную картину можно получить, если осуществлять анализ в связке с госпрограммами. Помимо традиционных инструментов анализа данных по госзакупкам программными средствами можно провести их анализ во взаимосвязи с конкретными мероприятиями госпрограмм. И на основании полученных результатов, расшифровывая мероприятие до конкретных показателей и плана закупок, сделать выводы о том, какие факторы тормозят выполнение конкретной госпрограммы. Кроме того, можно оценить эффективность мероприятий и целесообразность расходования денежных средств на то или иное мероприятие.
Инновации в ЖКХ
По-прежнему востребованной остается автоматизация задач в сфере ЖКХ.
В ситуационном центре по ЖКХ консолидируется информация по всем управляющим компаниям, ТСЖ, обслуживаемым ими объектам, паспортам каждого из объектов. На основании этих данных можно построить аналитические отчеты и посмотреть состояние жилищного фонда как по региону в целом, так и по конкретным объектам, отследить выполнение нормативов и эффективность проводимых мероприятий. Кроме того, может быть реализована привязка к показателям и нормативам энергоэффективности. В этом случае при помощи программных средств можно оценить эффект от проводимых мероприятий с точки зрения снижения потребления энергии.
Распространение получают и системы для формирования плана по капитальному ремонту. Их использование позволяет достаточно легко рассчитать нормативы отчислений в фонд капремонта, а также, исходя из показателей объективного состояния жилищного фонда, определить очередность проведения капремонта. Программа капитального ремонта формируется на основе полной информации о состоянии жилищного фонда, данных бюджетирования, сметного планирования. При помощи системы централизованно ведется реестр подрядчиков и контролируется исполнение мероприятий программы капитального ремонта.
Наличие подобной информационной системы позволяет обеспечить прозрачность деятельности в сфере ЖКХ не только органов власти, но и поставщиков коммунальных услуг и управляющих организаций для населения. Вся информация по ним представлена на открытом информационном портале. На основании поступающей в систему информации по объектам жилищного фонда и участникам рынка ЖКХ, в том числе по обращениям граждан, органы власти могут контролировать деятельность служб в сфере ЖКХ. Система позволяет автоматически рассчитывать начисления за жилищно-коммунальные услуги на основании показаний приборов учета, действующих тарифов и стоимости услуг в сфере ЖКХ.
Открытые данные и новые возможности
Набирает обороты тенденция к информационной открытости органов государственной власти. ИТ-разработчики предлагают для решения этой задачи удобный и функциональный инструмент – портал открытых данных. Подобные сервисы, предоставляющие доступ к открытым данным, – одно из активно развивающихся направлений взаимодействия государства и граждан во многих странах мира.
На портале собираются данные о деятельности органов госвласти как в виде таблиц, предназначенных для чтения обычными пользователями, так и в машиночитаемом виде (этот формат предназначен для разработчиков и может применяться для построения аналитических справок или создания мобильных приложений). Для удобства загрузки данных разработчики реализуют не только возможность ручной загрузки, но и интеграцию с действующими информационными системами региона или органа власти.
Собранные на портале данные доступны широкому кругу пользователей. Так, деловое сообщество может использовать данные для развития своего бизнеса, обычные граждане – для получения информации об услугах, объектах инфраструктуры и т. д., разработчики – для создания любых приложений, от навигаторов по объектам социальной сферы до приложений-инструкций по различным темам для коммерческого и некоммерческого применения.
Наличие такого ресурса позволяет повысить не только открытость власти, но и вовлеченность жителей в жизнь региона. Подобные порталы успешно функционируют в ряде регионов РФ. Например, на пермском портале «Открытые данные» на сегодняшний день собрано около 2000 наборов данных: данные «Пермьстата», показатели деятельности органов власти, сведения о реализуемых в регионе проектах, нормативно-правовые и распорядительные документы.
ИТ-технологии для сельского хозяйства
Одним из наиболее перспективных направлений в части внедрения ИТ-технологий является сельское хозяйство, что обусловлено как его активным развитием, так и текущей государственной политикой поддержки сельскохозяйственных производителей.
Внедрение информационно-аналитических систем и продвинутых программных средств в отрасли позволяет обеспечить сбор оперативной информации с конкретных поселений (в системе консолидируются данные по различным направлениям сельскохозяйственной деятельности: уровень надоев, итоги посевной, данные по ремонту сельскохозяйственной техники и пр.). Эта информация агрегируется на уровне районов, и на основании полученных результатов можно проводить анализ динамики различных показателей (например, оценить, насколько снизилась урожайность в текущем периоде по сравнению с предыдущим). Такие системы уже работают в Пермском крае, Ярославской, Амурской и Новосибирской областях, Республиках Хакасия и Удмуртия.
Вторая серьезная задача, которую можно решить при помощи программных средств, – автоматизация процедур, связанных с господдержкой сельхозтоваропроизводителей. Через систему осуществляются сдача отчетности (справок-расчетов) от производителей, консолидация, проверка и обработка этих данных. В системе формируется реестр крестьянских и фермерских хозяйств, в котором автоматически рассчитывается их соответствие критериям, выполнение которых необходимо для получения субсидии. Отметим, что в этом случае достигается большая экономия трудозатрат: например, в Пермском крае благодаря использованию автоматизированной системы трудозатраты снизились в 25 раз.
Вся собранная информация консолидируется на информационно-аналитическом портале органов власти региона и может использоваться для мониторинга, анализа и поддержки принятия решений в сфере развития сельского хозяйства.
Безопасный город – это тренд
В числе перспективных и активно развивающихся направлений формирования централизованной системы управления регионом можно отметить разработки комплексных систем безопасности жизнедеятельности (Безопасный город). При помощи программных средств проводится комплексный анализ различных систем, предназначенных для решения задач по обеспечению безопасности, формируется единое информационное пространство для мониторинга ситуации, что помогает предупреждать чрезвычайные ситуации, происшествия и правонарушения, а в перспективе – снижать число различных происшествий (ЧС, пожаров, случаев гибели и травматизма людей).
Если более детально рассмотреть задачи, которые помогает решать такое ПО, то это, например, мониторинг ситуации в режиме реального времени, выполняемый посредством отображения индикаторов уровня угрозы. Происходящие события ранжируются по уровню угрозы и возможным последствиям, оператор получает уведомления о событиях или сигналах тревоги с видеокамер, при превышении уровня угрозы автоматически информируются соответствующие организации. При отслеживании уровня угроз учитывается и фактор сезонности (например, в пожароопасный период возрастает риск лесных пожаров, на весну приходится начало паводков и т. п.).
Кроме того, при помощи специализированных информационно-аналитических систем можно на основе сообщений от систем мониторинга объектов полностью проанализировать потенциальные риски и текущую ситуацию на интересующих территориях.
Важной задачей подобных систем является и создание единой информационной среды для всех организаций, задействованных в процессе обеспечения безопасности. В системе аккумулируются оперативная информация, данные пространственного анализа, итоги ситуационного моделирования. Средства автоматизированного контроля использования сил и средств позволяют вести паспорта пожарных частей, спасательных служб, медучреждений, оперативно корректировать информацию о наличии сил и средств, строить маршруты движения до места происшествия.
На основании имеющейся информации формируется база данных по происшествиям, их последствиям и мероприятиям по устранению. Наличие полной и достоверной информации позволит моделировать сценарии предотвращения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера либо последствия и площадь поражения, прогнозировать риски возникновения на основании данных статистики, рассчитывать потребность в средствах и силах для их ликвидации.
Подводя итоги
Сегодня сложно переоценить роль современных технологий в целом и используемых для построения эффективной системы управления развитием регионов в частности. Специализированные ИТ-решения, системы поддержки принятия решений и информационно-аналитические системы могут стать хорошими помощниками практически в любой сфере жизнедеятельности региона, будь то поддержка сельскохозяйственных производителей, анализ фонда ЖКХ или его социально-экономическое развитие.