Технологические тенденции в сфере абонентского оборудования для спутникового телевидения. Конвергенция ШПД и ТВ DTH как один из векторов развития

Максим Самсонов, руководитель GS Labs

Конвергенция широкополосного доступа в Интернет (ШПД) и ТВ обсуждается уже многие годы. Сегодня гибридное телевидение — это сочетание любых видов телевидения и один из основных драйверов развития индустрии развлекательных услуг. В то же время наибольший практический интерес представляет конвергенция однонаправленного телевидения (стандарты цифрового телевидения DVB-C, DVB-S, DVB-T) с возможностями, которые предоставляет доступ в Интернет, реализованный на абонентском устройстве.

Идея совмещения возможностей DVB-телевидения и телевидения на базе IP возникла сразу же с появлением IPTV, где-то в середине 2000-х гг. Предполагалось, что в режиме DVB будут транслироваться линейные телевизионные каналы, а по IPTV будут предоставляться видео по запросу и расширенные метаданные, такие как программа передач или Electronic Program Guide (EPG), рекомендации, и реализовываться дополнительные услуги, например трансляция прогноза погоды. Кодификация этого подхода – стандарт HbbTV для передачи дополнительных предложений из Интернета на телевизор или «глобальная инициатива, направленная на гармонизацию возможностей телевизионного вещания и широкополосного доступа в Интернет при предоставлении развлекательных услуг потребителям с помощью телевизоров, телевизионных приставок и других устройств»[1].

На текущий момент существует достаточное количество решений, включая отечественные, которые способны реализовать гибридное телевидение, – на базе открытых стандартов или собственных технологий. Участники рынка предсказывают старт «мегаактивности» по конвертации DVB-проектов в конвергентные в ближайшее время. Ожидается несколько крупных проектов в 2015 г., а за ними, как обычно, последует длинный шлейф проектов меньшего размера от остальных операторов[2].

Однако все складывается не так просто. Конвергентная система со всеми ее компонентами – системой управления абонентскими услугами со сложной логикой, серверов видео по запросу, систем транскодирования, необходимых для поддержки ОТТ, серверов реализации различных дополнительных услуг, подсистемы доставки контента (CDN) – обойдется значительно дороже, чем условно простая система для предоставления услуг линейного телевидения. Более того, гибридные абонентские устройства стоят дороже, чем «простые», а это чувствительный вопрос, особенно для российского рынка.

В то же время вопрос, который по-английски звучит как «value proposition», остается не до конца понятным. Замечу, кстати, что отсутствие адекватного перевода данного понятия на русский язык – характерный показатель глубинных проблем отечественного высокотехнологичного рынка. Можно сказать, что вопрос тенденций развития гибридного сервиса – это вопрос о монетизации, прямой или косвенной.

Конвергенция IP и DVB технологий дает, по крайней мере, две возможности для развития:

  • от «больше контента» к «удобному доступу»;
  • от «конвергенции устройств» к «конвергенции сетей».

Рассмотрим технологические тенденции для указанных направлений.

От «больше контента» к «удобному доступу»

IP-вещание, безусловно, дает больше возможностей для выбора и доставки контента по сравнению с DVB. В то же время в области монетизации при переходе к гибридному сервису сложности только возрастают. В связи с постоянно увеличивающимся объемом контента вопрос работы с метаданными видится гораздо более важным, чем проблемы доступа к контенту. Таким образом, общей целью поставщиков видеоуслуг является повышение времени просмотра, которое может быть конвертировано в увеличение среднего дохода с абонента (ARPU), при одновременном сокращении оттока зрителей. Операторы используют различные маркетинговые механизмы, чтобы добиться этого: рекламные баннеры, продвижение в EPG, а в последнее время и рекламу на базе «схожести» контента. К несчастью, эти усилия мало ориентированы на интересы конкретного абонента, а любой маркетолог скажет, что для улучшения результата сообщение должно быть таргетировано, т. е. соответствовать интересам конкретного получателя. Операторам DVB (линейного телевидения) не хватает механизмов для эффективной группировки клиентов и формирования персонализированных решений. В результате для них остается доступным только один вариант – рынок всех абонентов в целом, а не тех, кто, скорее всего, откликнется на предложение.

Поскольку вопрос работы с метаданными так же, а может быть и более, важен, как и методы доставки контента, то развитие конвергентных технологий будет смещаться в сторону единого персонализированного сервиса. Не важно, как будет называться продукт – сервис рекомендаций, расширенный EPG или система управления маркетинговыми кампаниями. Потребитель вместо набора слабо связанных приложений увидит единый каталог услуг, персонализированный под его потребности, и будет лучше понимать, за что он платит.

Пример продукта, обеспечивающего движение в описанном направлении, – DigitalSmith Seamless DiscoveryTM[3]. Продукты подобного класса обеспечивают персонализированный поиск и рекомендации как на базе истории действий пользователя, так и путем использования социальных трендов. При этом поддерживаются и линейный, и нелинейный контент, а также различные типы устройств.

На российском рынке операторы, использующие DVB-стандарт, начали движение в том же направлении даже раньше запуска конвергентной базовой услуги. Пример – мобильное приложение «Гид. Триколор»[4]. C его помощью абонент может получать дополнительную информацию о контенте и самостоятельно планировать просмотр передач, используя до шести независимых профилей телесмотрения.

От «конвергенции устройств» к «конвергенции сетей»

Технологии IPTV за время своего существования шагнули не только вперед, что привело к созданию ОТТ, но и «вширь»: появилось несколько новых классов устройств, адаптированных для приема высококачественного телевизионного сигнала, доставляемого поверх IP-сетей. В итоге на текущий момент реально построить гибридный сервис операторского класса, который будет работать и на гибридных телеприставках, и на Smart TV, когда функций телевизора достаточно для полноценного обслуживания без ТВ-приставки, и на мобильных устройствах.

Названные технологические достижения иногда рассматривают как предвестников смерти DVB и линейного телевидения вообще, однако есть два фактора, которые, по крайней мере в среднесрочной перспективе, делают будущее DVB не столь мрачным.

Во-первых, «Интернета может на всех не хватить». В 2013 г., по данным StreamingMedia.com & Unisphere Research Survey, 59% опрошенных экспертов считали, что пропускная способность опорных сетей связи является сдерживающим фактором для распространения ОТТ. И это понятно: по прогнозам, в 2020 г. 5 млрд потенциальных зрителей телевидения на мобильных устройствах будут генерировать трафик в 25 Петабит/с (5 млрд × 10 Мбит/с), что не кажется реальным без модернизации всей имеющейся инфраструктуры.

Во-вторых, модель использования мобильных устройств для телесмотрения пока не сильно отличается от использования телевизора. В 2014 г., согласно Mobile Behavior Report, 30% владельцев смартфонов и 40% владельцев планшетов использовали их для телесмотрения. Однако 80% телепросмотров со смартфона или планшета происходит внутри домохозяйства. Более того, для примерно 5% пользователей основной способ просмотра линейного телевидения внутри домохозяйства – это смартфон или планшет.

Таким образом, само по себе использование мобильного устройства не означает отказа от услуг в объеме, который может быть обеспечен DVB-вещанием, и не требует дорогостоящих вложений в магистральную инфраструктуру. Достаточно обеспечить раздачу сигнала по IP внутри домохозяйства. Примерно такие соображения легли в основу стандарта SAT>IP, описывающего «другую» конвергенцию DVB и IP-сетей. В качестве примера на рис. 1 приведена архитектура SAT>IP-решения от компании Neotion[5].

Поскольку расходы на CDN увеличиваются вместе с аудиторией, а эксплуатационные расходы спутниковых операторов от аудитории не зависят, SAT>IP-решения, подобные предложенному Neotion, становятся экономически эффективными для абонентских баз свыше нескольких сотен тысяч зрителей. Кроме того, опциональное использование в решении технологии Smart LNB от Eutelsat, поддерживающей спутниковый доступ в Интернет, позволяет предоставлять услуги по запросу с гарантированным качеством обслуживания для всех абонентов независимо от имеющейся инфраструктуры широкополосного доступа.

Пример похожего решения, разработанного российской компанией – единым центром исследований и разработок в области цифрового телевидения GS Labs, приведен на рис. 2. В отличие от первого примера инкапсуляция видео в IP здесь происходит на приемном оборудовании, что позволяет обойтись без вложений в передающую часть, но требует более сложного и дорогого приемного оборудования.

PC WEEK/RE еще в 2000 г. писал: «С переходом телевещания (ТВ) на цифровые стандарты довольно скоро выяснилось, что путь его дальнейшего развития лежит через создание скоростных, т. е. широкополосных сетей. И тут все заговорили о грядущей конвергенции Интернета и ТВ, поскольку Интернет как раз и представляет собой такую широкополосную сеть. Прогнозы всех специалистов по телекоммуникациям сходятся в одном: в ближайшее время Интернет станет самой доступной средой коммуникации. Для них очевидно, что будущее за IP и новой «электронной» экономикой, которую он принес с собой»[6].

Сегодня аналитики Informa Telecoms & Media прогнозируют, что, несмотря на развитие интерактивного телевидения, доходы от ОТТ-сервисов достигнут 10% доходов линейного телевидения только к 2020 г.

Вероятно, дополнительные источники доходов состоят не в замене, а в расширении услуг линейного телевидения с помощью возможностей IP-сетей.

Справка

GS Labs – единый центр исследований и разработок, объединяющий территориально распределенные подразделения холдинга GS Group. Ключевое направление деятельности – разработка и интеграция программных продуктов в области цифрового телевидения, а также гибридных решений в смежных областях. Уникальность GS Labs заключается в обширном портфолио программных продуктов как для новых операторских проектов, так и для расширения функциональности существующей инфраструктуры, которые отличаются гибкостью конфигурации и возможностью адаптации под конкретные запросы.

GS Group – российский инвестиционно-промышленный холдинг, ведущий деятельность на базе собственных высоких технологий в сфере телекоммуникаций и инноваций. Штаб-квартира холдинга расположена в Санкт-Петербурге.

Ключевые компетенции: разработка и производство микроэлектроники, разработка и производство электроники полного цикла, разработка и интеграция программных продуктов, R&D и производство наноматериалов, инвестирование в венчурные проекты, развитие инновационного кластера «Технополис GS», глубокая переработка древесины, производство и управление медиаконтентом, рекламная деятельность полного цикла.

[1] www.hbbtv.org

[2] http://cableman.ru/node/12436

[3] www.digitalsmiths.com/solutions/seamless-discovery

[4] http://spb.tricolor.tv/presscenter/pressreleases/118

[5] http://neotion.com/innovation/neotion-dvbeacon-pay-tv-headless-gateway.php

[6] http://www.pcweek.ru/infrastructure/article/detail.php?ID=55951

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку