Руководители сектора информационных технологий ФТС России приурочили свою пресс-конференцию, посвященную вопросам автоматизации, ко Дню программиста России. И это было отнюдь не случайное совпадение, и не стремление использовать вовремя «подвернувшийся» праздник. На прошедшем 11 сентября в пресс-центре МИА «Россия сегодня» мероприятии заместитель начальника Главного управления информационных технологий ФТС России Руслан Нажимов и первый заместитель начальника Центрального информационно-технического таможенного управления Денис Терещенко ознакомили журналистов с проводимой ФТС России автоматизацией функций должностных лиц таможенных органов. Эта работа снижает административные барьеры, содействуя развитию бизнеса не только в Российской Федерации, но и в государствах – участниках Евразийского экономического союза.
В частности, Руслан Нажимов отметил, что информационный обмен с таможенными органами государств – членов ЕАЭС обеспечивается за счет технического решения, разработанного ФТС России. Оно было растиражировано на все таможенные службы и в настоящее время не имеет альтернативы. Именно информационные ресурсы таможенных органов РФ применяются при реализации общих таможенных процессов между Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Арменией.
В настоящее время ФТС разработано 47 технологических карт межведомственного взаимодействия с 32 ведомствами и одна – с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. В перспективе такая система должна стать основой для реализации механизма «единого окна», который будет способствовать совершенствованию государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
В стадии реализации находится совместный эксперимент ФТС России, ОАО «РЖД» и ФНС России по использованию электронной формы реестра таможенных деклараций транспортных (перевозочных) документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%. Электронная форма таможенной декларации с 1 октября 2015 г. может быть представлена в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией.
Переход на безбумажные технологии при декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, позволит сократить сроки совершения таможенных операций, существенно повысить уровень информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, обеспечить автоматическую обработку сведений, содержащихся в представляемых документах, и, как следствие, повысить оперативность принятия решений.
В рамках эксперимента была реализована возможность подачи транзитной декларации и документов, на основании которых она заполнена, в виде электронных бланков. За период с июля 2015 г. уже более 100 электронных транзитных деклараций прошли успешную регистрацию в таможенных органах, входящих в пилотную зону эксперимента (в нее были включены десятки таможенных постов – от Калининградской области до Хабаровского края). Обмен между декларантами и таможенными органами осуществляется в режиме реального времени, с использованием средств, обеспечивающих целостность, доступность и конфиденциальность информации.
Тем не менее, перечислив все эти проекты, направленные на упрощение, облегчение и ускорение ведения бизнеса, Руслан Нажимов особо подчеркнул, что основная функция ФТС – это не «облегчение жизни российского бизнесмена, а наполнение федерального бюджета». Так что в конечном итоге все ИТ-сервисы и ИТ-технологии ФТС заточены именно под эту главную задачу. Причем все инвестиции в данной области прозрачны, и в грубом приближении можно смело утверждать, что каждый рубль, вложенный в систему, автоматизации дает не меньше 100 рублей отдачи.
Отвечая на вопрос корреспондента ИД Connect о том, как в ИТ-структурах ФТС решается проблема «импортозамещения», Руслан Нажимов предложил в данной плоскости вообще отказаться от термина «проблема» и рассматривать «импортозамещение» как плановый процесс. Более того, именно благодаря научно-исследовательским работам, которые были заказаны ФТС, Российская Федерация обладает в настоящее время уникальными программно-аппаратными комплексами радиационного контроля, а также системами межсетевого экранирования.
Сейчас средства технического контроля (досмотровая рентгеновская техника, дозиметры и пр.) повсеместно вытесняют импортные аналоги, которые дороже и зачастую по своим характеристикам уступают нашим решениям. Кроме того, все специализированное ПО, предназначенное для таможенного контроля, оформления документов, вспомогательных процедур, – все подобного типа ПО у ФТС российской разработки. Другой вопрос, что все это специализированное ПО работает в среде операционных систем и СУБД западного производства, но это уже системная проблема, которую в одиночку ФТС не решить.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, как представители ИТ-структуры ФТС отреагировали на предложение одного из присутствующих на мероприятии журналистов использовать ПО с открытым кодом. В частности, Руслан Нажимов не согласился с основополагающим термином о «дешевизне» Open-source software (OSS), отметив, что «бесплатные» операционные системы и другое прикладное ПО соблазнительны лишь в первоначальный период, когда не приходится оплачивать дорогостоящие лицензии. Когда же возникают проблемы с использованием Open-source, выясняется, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Тем более, когда речь идет о критических сервисах, каждый час простоя которых может обернуться колоссальными проблемами для государственного ведомства («стоит нам миллионы долларов»).
Что касается облачных технологий, то замкнутая среда ФТС работает по выделенным каналам, она не имеет выхода в Интернет, поэтому вариант с облаком не рассматривается в принципе, т. е. ни в Google, ни в Microsoft данные таможни не могут быть переданы для последующей обработки.
Как видим, российские чиновники приняли к сведению печальный опыт своих коллег из Европы и не стали бездумно переходить на Linux-подобные операционные системы, что мы уже, кстати, предсказывали ранее (см. статью «Расплата за бесплатное ПО»).
Дмитрий Шульгин