Связь вдоль автодорог

Госдума рассмотрит законопроект о размещении инфраструктуры связи вдоль автодорог этой весной. Нормативные изменения призваны улучшить качество мобильной связи и интернета на трассах и в расположенных вблизи к ним малых населенных пунктах. Поправки ко второму чтению законопроекта рассмотрели отраслевые эксперты на круглом столе, организованном партийным проектом «Цифровая Россия».

Законодательные нормы              

Соответствующий законопроект был принят в первом чтении осенью прошлого года. Документом предусмотрено закрепление нормы об использовании земельных участков в границах полос отвода автодорог для размещения и эксплуатации сооружений связи. Также вводится норма о возмещении расходов операторам связи в случае переноса или переустройства линий и сооружений связи из-за строительства, расширения или ремонта дорог и мостов.

Кроме того, закон «О связи» дополняется положением о том, что строительство, эксплуатация, капремонт, а также перенос линий и сооружений связи в границах полос отвода автодорог осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а также с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об автомобильных дорогах.

На сегодняшний день федеральные автодороги покрыты сетями GSM почти на 90%, отметил в ходе круглого стола депутат Госдумы, член комитета по информполитике, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин. «Сетями LTE покрыты от 54% до 75% федеральных трасс, а региональные дороги – сетями связи различных поколений на уровне 20–40%. Фактически на значительной части автодорог, в том числе федеральных, отсутствует доступ к цифровой инфраструктуре, во многих случаях нет возможности вызова экстренных служб, что чревато угрозами для безопасности, жизни и здоровья наших сограждан», – отметил депутат.

Административные и регуляторные барьеры

У российских операторов связи возникает ряд проблем при строительстве и размещении объектов и линий связи вдоль дорог, а также при использовании государственной и муниципальной собственности рядом с автодорогами.

«Есть противоречия в различных федеральных законах, административные и регуляторные барьеры и отсутствие единых условий для размещения объектов и линий связи. Возникают трудности с использованием землеотводов и с подключением энергетической и иной инфраструктуры. Часть вопросов должен снять законопроект о размещении и эксплуатации сооружений связи, но работа в любом случае предстоит масштабная», – отметил Немкин.

Связь стандарта LTE

Во втором чтении законопроект может быть рассмотрен в мае этого года.

99,9% автомобильных дорог общего пользования федерального значения к 8 сентября 2031 года должны быть обеспечены связью стандарта LTE, рассказал заместитель директора департамента государственного регулирования рынка телекоммуникаций Минцифры России Гурген Осипов.

В целях реализации указанных решений при Минцифры России создана межведомственная рабочая группа (МРГ) с участием федеральных органов исполнительной власти, операторов связи и заинтересованных организаций. До конца 2025 года операторами связи совместно с администрациями субъектов Российской Федерации запланировано обследование всех федеральных автодорог на наличие необходимой инфраструктуры для строительства базовых станций.

«Размещение антенно-мачтовых сооружений непосредственно в полосе отвода и придорожной полосе автодороги позволит обеспечить наиболее эффективное покрытие участка автодороги сигналом подвижной радиотелефонной связи, ускорить мероприятия по покрытию и снизит расходы. Законопроект в первом чтении рассмотрен Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 29 октября 2024 года. Подготовлены поправки в законопроект ко второму чтению, на рассмотрении в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации», – отметил Осипов.

Структурная проблема

Проблемой, препятствующей обеспечению дорог связью, остается отсутствие внешнего электроснабжения, обратил внимание представитель Минцифры России. С ним согласился замдиректора департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов.

«Самый главный вопрос – наличие электричества рядом с дорогой. Это не проблема операторов связи, это проблема всех. Если линия электроснабжения будет находиться в километре, то стоимость технологического присоединения будет достигать от нескольких миллионов до нескольких миллиардов», – отметил спикер.

Ранее сроки технологического присоединения к линиям электроснабжения были длительными. В 2022 были пересмотрены подходы к присоединению операторов связи, напомнил начальник отдела регулирования деятельности сетевых организаций Минэнерго России Дмитрий Ильин. Он отметил, что министерство выступило с предложением о снятии запрета на последовательное присоединение к инфраструктуре связи для операторов связи: «Учитывая количество таких объектов в стране, можно с уверенностью сказать, что несколько сотен миллионов рублей Правительство по предложению Минэнерго операторам связи сэкономило. Там, где есть возможность – можно опосредованно присоединяться к существующей инфраструктуре».

Директор по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «Мегафон» Владимир Месропян выступил с предложением о распределении зон ответственности в зависимости от расстояния до линий электропередач: до 0,4 км – зона ответственности операторов; 0,4 км – 10 км – зона ответственности субъекта РФ; более 10 км – федеральный уровень.

Региональные стимулы

Одна из проблем, с которой могут столкнуться операторы связи – местное ограничивающее законодательство, отметила руководитель проекта ПАО «МТС» «Центр по взаимодействию с региональными органами власти и сопровождение проектов» Людмила Бокова.

«Нам сегодня очень важно разработать нормативные акты, которые снизят проблемы, связанные с тем, что региональные органы власти принимают ограничивающее законодательство. Возможно, стоит дополнить ст. 6 ФЗ-126, где эти ограничения могли бы быть сняты. Возможно, внести изменения в градостроительный кодекс и исключить положение о том, что инфраструктура связи является элементом благоустройства», – сказала Бокова.

В рамках мероприятия был представлен региональный опыт развития инфраструктуры вдоль автодорог. Эксперты отметили, что создание региональных льготных программ может стать стимулом поддержки операторов связи.

В проекте по обеспечению федеральных трасс высокоскоростным интернетом участвуют операторы большой четверки. Минцифры России подготовило запрос к регионам об участии в программе и содействии в ее реализации.

Из 89 субъектов России свою позицию по участию в программе покрытия автомобильных дорог связью стандарта LTE официально представили 74 региона. Из них о наличии планов по софинансированию проекта заявили Республика Марий Эл, Белгородская область, Запорожская область, Курганская область, Новосибирская область, Самарская область и Ярославская область.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее