15 сентября в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся Второй форум «Будущее управленческих профессий: за гранью цифровой эпохи», организованный Ассоциацией менеджеров. В связи с эпидемиологической ситуацией и в целях максимального снижения рисков распространения коронавируса это событие состоялось в онлайн-режиме.
В пленарном заседании форума приняли участие:
- президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин;
- ассоциированный профессор IE Business School Марк Эспозито;
- директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок;
- исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса компании «Билайн» Арташес Сивков;
- генеральный директор компании «Мэри Кэй» в России Алла Соколова;
- президент ГК «Русские башни» Александр Чуб;
- генеральный директор АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» Николай Соломон;
- генеральный продюсер телекомпании НТВ Тимур Вайнштейн;
- исполнительный директор Ассоциации менеджеров Вячеслав Евсеев.
Цифровая трансформация и искусственный интеллект, о которых так много говорилось на протяжении последних нескольких лет, явно не справляются сами по себе с комплексом сложнейших вызовов, стоящих перед человечеством в текущий момент истории.
Современные вызовы требуют от лидеров взвешенного подхода без слепой опоры на опыт прошлых кризисов. Ключевым становится учет критичных факторов развития, которые начинают играть решающую роль при принятии того или иного управленческого решения.
Отойдя от функционального деления, принятого в рейтинге «ТОП-1000 российских менеджеров», необходимо более фокусно рассмотреть ключевые факторы успеха, понять их влияние на решения через практические кейсы. Что необходимо сделать в системе управления, чтобы учет всех вызовов, с которыми сталкивается бизнес, стал наиболее широким и грамотным?
Дмитрий Зеленин, президент Ассоциации менеджеров, обратился к участникам пленарного заседания с кратким приветственным словом, в котором напомнил, что Второй форум «Будущее управленческих профессий: за гранью цифровой эпохи» проходит в непростое время, когда многим стало казаться, что цифровизация уступила место таким традиционным ценностям, как здоровье и безопасность. Дмитрий Зеленин предложил участникам мероприятия определиться с тем, какие новые компетенции необходимо иметь руководителям предприятий в эпоху мирового коронакризиса? Как теперь принимать решения, находясь в новой системе ценностей?
В то же самое время, президент Ассоциации менеджеров подчеркнул, что его организация продолжает свою работу, несмотря на пандемию и связанные с ней последствия. Форум теперь использует гибридные методы коммуникации, которые уже были отработаны в предыдущие годы. Дмитрий Зеленин призвал участников пленарного заседания выработать четкие рекомендации бизнесу на основе существующих на сегодняшний момент бизнес-кейсов.
Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, поделился с участниками заседания результатами исследования «Глобальные тренды начала 2020 года: определяем угрозы и ищем окна возможностей».
Он отметил, что сегодня, вместо ожидаемого всеми «десятилетия глобальных трендов», мы входим в «десятилетие глобальных джокеров». Как их учитывать? Что нам делать с такими вещами, как коронакризис или резкое падения цен на нефть?
Александр Чулок считает, что перевод коллектива комапании на удаленку открыл перед бизнесом новое окно возможностей. От сотрудников, работающих вне офиса, как выяснилось, требуются гораздо более широкие и глубокие компетенции.
Вот как выглядит сегодня ТОП-10 глобальных трендов, которые топ-менеджеры воспринимают как критические факторы успеха.
- Развитие электронной торговли и маркетплейсов/онлайн-платформы – 85%
- Оперативное ускорение тотальной цифровизации и переход на умные системы – 85%
- Повышение требований к компетенциям сотрудников, включая необходимость исполнения смежных функциональных обязанностей для подстраховки – 76%
- Перевод на удаленные формы занятости не менее трети коллектива – 73%
- Рост спроса на персонализацию продуктов и услуг – 71%
- Рост роли внутренней экосреды компаний для обеспечения производительности и мотивации сотрудников – 69%
- Снижение значимости офиса как рабочего пространства – 63%
- Переход на онлайн формы образования, сокращение деловой мобильности – 60%
- Быстрые изменения карьерных треков – 53%
- Изменение факторов конкурентоспособности бизнеса и усложнение процессов процессов принятия решений – 52%
Александр Чулок отметил, что заметно изменилось восприятие угроз руководителями. Если раньше первое место всегда занимало вмешательство со стороны государства, то в эпоху кризиса эти страхи уже отброшены, а на первое место выступили экономические угрозы. Вместе с тем, пандемия не на все компании оказала отрицательное влияние – так, на секторы сельского хозяйства и фармацевтики кризис оказал положительный эффект. И чем эффективнее была бизнес-модель компании, тем легче она могла подстроиться под пандемию – подготовленные управленцы в состоянии переломить негативный тренд.
Тренды мировой экономики
Вот как выглядит сегодня ТОП-10 глобальных трендов, которые топ-менеджеры воспринимают как угрозу.
- Восстановление российской экономики не ранее 2022 года – 71%
- Падение темпов роста мировой экономики, расширение протекционизма во внешней торговле, усложнение доступа компаний на внешние рынки – 63%
- Усиление внешнеполитических факторов – 61%
- Резкое сокращение масштабных инвестиций в длинные проекты – 58%
- Закрытие границ, международных транспортных и пассажиропотоков вследствие пандемии – 56%
- Падение цен на сырьевые ресурсы и вероятность их сохранения на низком уровне – 54%
- Рост влияния эпидемиологических факторов на бизнес – 53%
- Усиление и расширение роли государства – 53%
- Рост рисков, связанных с кибербезопасностью – 47%
- Сокращение темпов инновационного развития – 44%
Очень интересно то, что среди топ-менеджеров предприятий именно руководители сферы ИТ оказались в большинстве своем лучше подготовленными к кризису. Как ожидается, к 2022 году 75 млн рабочих мест в традиционных секторах экономики исчезнут, однако появятся 125 млн новых рабочих мест в инновационных сферах.
Александр Чулок также с удовлетворение указал на тот факт, что управленцы уверены, что их роль на предприятии будет в будущем только возрастать – они уверены в своем будущем и оценивают себя очень высоко.
До сих пор Россия пыталась войти в мировые цепочки добавленной стоимости, но ее не очень-то пускали: «Сейчас, когда многие мировые секторы экономики стали на паузу и страны закрыли свои границы, для России самое время искать свои возможности в этой кризисной для мира ситуации».
Николай Соломон, генеральный директор АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда», заявил о том, что его центр пропагандирует в России ведение бережливого производства – в организации сейчас работает 350 человек, и она оказывает бесплатные услуги предприятиям.
Центр уже отработал свои задачи на 800 предприятиях России и может подтвердить, что внедрение методов бережливого производства дает колоссальный эффект: «У нас сейчас огромная очередь из желающих приобщиться к новым методам хозяйствования».
Вместе с тем, Николай Соломон отметил, что бережливое производство – это пока еще абсолютно новая культура для России: «Многое для нас является непонятным в японском опыте, например, использование на производстве людей старших возрастных категорий (70-80 лет и старше). Интересно также, что на многих японских предприятиях до сих пор работают на станках, введенных в эксплуатацию еще в 70-х годах прошлого века – они их тщательно обслуживают, поддерживают в рабочем состоянии».
Что же касается кризиса, связанного с коронавирусом, то Николай Соломон считает, что никакой карантин не может остановить производство – люди все равно выйдут на работу. Главный вопрос – как замотивировать сотрудников работать в бережливом производстве? Сами по себе инструменты бережливого производства и методики работы очень простые, ими не так сложно овладеть, но самое трудное в этом процессе – грамотная мотивировка сотрудников, которые с опаской воспринимают все новое и необычное.
Говоря о специфике России, Николай Соломон в частности указал на тот факт, что 70% времени директоров филиалов крупных предприятий уходит на ненужные поездки в Москву: «Эту порочную практику надо прекращать, и пандемия здесь нам поможет».
Как отметил докладчик, зачастую выясняется, что предприятию, для перехода на новые рельсы, надо не оборудование новое и дорогостоящее (импортное) покупать (это будет последний штрих в плане), а менять культуру производства.
Арташес Сивков, исполнительный вице-президент по развитию корпоративного бизнеса компании «Билайн», заявил о том, что кризис лишь подчеркнул традиционную ценность связи: «В последнее время многие операторы связи стали даже как-то стесняться своего ядерного бизнеса, упирая на то, что они занимаются «цифровыми услугами». Пандемия показала всем, что оператор любой связи должен, прежде всего, выполнять свои прямые обязанности – обеспечивать людей связью».
Что же касается угроз для бизнеса, то Арташес Сивков полагает, что, в конечном счете, все угрозы исходят от самого человека, равно как и все решения этих угроз также могут быть основаны на человеческом факторе и эмпатии.
Вице-президент по развитию корпоративного бизнеса компании «Билайн» не согласился с расхожим мнением, что санкции оказали положительное влияние на экономику России, подстегнув отечественного производителя: «Худой мир лучше доброй войны. Нам нужна открытая глобальная экономика, а не страновые санкции. Надо идти не к конфликтам, а к согласию. Вот основная задача настоящего руководителя».
Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер телекомпании НТВ, похвастался тем, что телевидение России очень быстро перестроилось, и зритель хорошо воспринял все изменения. Смотрение телеканалов в период карантина лишь увеличилось: «Даже большие проекты мы не остановили – продолжали работу над ними и в карантин».
Вместе с тем, генеральный продюсер телекомпании НТВ указа на наличие больших сложностей с рекламным рынком, который, сейчас постепенно восстанавливается.
«Мы не можем подводить зрителя и должны работать во всех обстоятельствах. Конечно, хотелось бы, чтобы больше таких кризисов не возникало», – заявил Тимур Вайнштейн. – «Раньше у многих людей, особенно старшего поколения, просто не было времени на то, чтобы смотреть так называемую «дижитал среду», но в карантине они открыли для себя новый цифровой мир. И мы сейчас очень активно работаем в Интернете».
В отличие от в целом оптимистичных докладов представителей России, единственный зарубежный спикер выглядел на фоне наших руководителей откровенным паникером. Марк Эспозито, ассоциированный профессор IE Business School, заявил о том, что Covid обернулся для мира глобальным кризисом, который нельзя решить лишь национальными методами. По мнению профессора, мир оказался неготовым к такому кризису. Причем, он считает, что пандемия коронавируса – это лишь первый из «черных лебедей», которые еще обрушатся на мир в ближайшем будущем.
Марк Эспозито считает, что кризис выявил те беды, которые и до него тревожили ведущих мировых экономических экспертов. В частности, в мире постоянно растет разница в доходах бедных и богатых – это один из самых больных вопросов, который пока не находит себе решения.
Профессор IE Business School считает, что на нас накатывает вторая волна коронавируса, а смертность падает, поскольку страны уже научились хоть как-то справляться с эпидемией.
Марк Эспозито полагает, что некоторые страны, такие как Сингапур, научились очень толково использовать современные ИТ-технологии для борьбы с коронавирусом. Вообще, зарубежный докладчик назвал эту пандемию «переломным моментом во всей истории человечества». Коронавирус, подобно увеличительной лупе, показал детальную картинку всех прежних проблем, с которыми человечество продолжает жить в XXI веке.
Алла Соколова, генеральный директор компании «Мэри Кэй» в России, отметила, что было сложно вывести сотрудников из состояния первоначального шока, в котором они находились в первые дни кризиса. В разы выросли объемы цифровых коммуникаций: «Я никогда раньше не делала такого большого количества видеообращений к сотрудникам, партнерам и клиентам. Пришлось быть на связи с людьми в режиме 24/7 – времени на личную жизнь не осталось».
Команда «Мэри Кэй» в России справилась с задачей перевода мероприятий из офлайна в онлайн, и уже с апреля 2020 года начался рост продаж. Кризис подтолкнул «Мэри Кэй» к новым решениям: от личных контактов с клиентами перешли к так называемым дижитал-классам и к личным консультациям через интернет-ресурсы. Все эти новые формы работы позволили нарастить объем продаж. Быстрота и адаптивность позволили «Мэри Кэй» перейти в новое измерение.
Проведя параллель с методологией бережливого производства, Алла Соколова отметила, что в отношении «Мэри Кэй» можно сегодня говорить о «бережливой торговле.
Директор «Мэри Кэй» также отметила изменение подхода к самой концепции офиса: «Мы думали, что офис – это такое пространство, которое будет существовать всегда, пока есть бизнес, но коронавирус показал, что офисное пространство можно значительно сократить.
Говоря о глобальных трендах, Алла Соколова подчеркнула, что сегодня ключевым для нас фактором становится страновая специфика и нацпроекты. Так, бизнес европейского подразделения «Мэри Кэй» вырос: «Все зависит от национальных особенностей – у нас нет глобальных ответов на вопросы кризиса».
Александр Чуб, президент ГК «Русские башни», согласился со своими коллегами в том, что пандемия лишь подтолкнула дальнейшее развитие мобильной отрасли связи: «Сейчас мобильные операторы конкурируют не только друг с другом, но и с такими, казалось бы, далекими от связи организациями, как банки и социальные сети».
«Как стать мобильным партнером человека по жизни – вот ключевой вопрос успеха» – считает Александр Чуб. – «Мы и до кризиса были готовы к гибридному режиму работы. Конечно, в период пандемии интенсивность коммуникаций возросла – рамки между личной жизнью и рабочим временем в нашей компании стерлись».
Говоря о новых проблемах, с которыми пришлось столкнуться его компании в период пандемии, Александр Чуб указал на фактор личного общения: «В удаленном режиме мы сегодня эксплуатируем лишь те контакты с клиентами и партнерами, которые уже были установлены раньше, однако в удаленном режиме невозможно установить какие-то новые связи с новыми людьми – здесь абсолютно необходимо личное общение. Его ничем не заменишь».
Тем не менее, как считает президент ГК «Русские башни», жизнь в эпоху нестабильности становится для нас нормой, так что задача руководителя – психологически подготовить к этому своих сотрудников: «Сейчас руководитель должен быть не просто номинальным начальником, лишь отдающим приказы своим подчиненным, – он должен обладать сильными лидерскими качествами».